Муза Леонардо да Винчи: начаты поиски могилы Моны Лизы

Мона Лиза Леонардо да Винчи Во вторник команда итальянских археологов и исследователей объявила о начале поисков останков женщины, вдохновившей Леонардо да Винчи в XVI столетии на создание самой знаменитой доселе картины художника – Моны Лизы.

По одной из многочисленных теперь уже версий (за последние десятилетия навыдумывали и наисследовали предостаточно, чтобы усомниться во всем на свете) ею была Лиза дель Джокондо, жена богатого флорентийского купца Франческо дель Джокондо, а портрет был заказан в дар к рождению второго сына в семье.

C 27 апреля команда планирует вести раскопки на территории бывшего женского монастыря Святой Урсулы во Флоренции, который, возможно, и является местом захоронения четы дель Джокондо. Археологи надеются найти достаточное количество фрагментов черепа, чтобы можно было восстановить ее лицо и сравнить его со знаменитой Моной Лизой, которая находится в Лувре в Париже.

По мнению исследователей, это помогло бы разгадать тайну, интересующую искусствоведов на протяжении веков – кто же все-таки изображен на одной из самых известных картин мира? В разное время выдвигались самые разнообразные предположения относительно модели, выбранной да Винчи для создания портрета. Тут мнения разошлись: одни ученые утверждают, что, помимо Лизы дель Джокондо, вполне реальным прототипом мог бы являться один из любовников да Винчи, другие видят в ней флорентийскую куртизанку, подрабатывающую моделью в мастерской художника, а третьи и вовсе считают, что это зашифрованный автопортрет, обличающий гомосексуальность да Винчи.

На мой взгляд, не столь велика цель, которую преследуют археологи, чтобы тревожить прах усопших. Это такая же непозволительная для современного общества дикость, как и мумии фараонов, лежащие на всеобщем обозрении. Настолько ли это интересно науке и искусству, настолько ли важно, чтобы позволить разрывать могилы, пусть даже давно забытые? Зачастую археологи переступают все границы моральности и этичности, лицемерно пытаясь прикрыться наукой. Где же грань между археологией и осквернением? В настоящее время такие вопросы задаются все реже, а этика все чаще уходит на второй план.

Яна Полукорд

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.