Поэт-современник – гуманист, миротворец, патриот

Встреча с Евгением ЕвтушенкоПоэт, настоящий поэт, всегда фигура космическая. Поэтому писать о встрече с ним в духе новостного репортажа – пришел, увидел, прочитал – кажется чем-то пошлым, без рассказа о самом важном. Да, настоящие поэты существуют в наше время, как бы это ни было удивительно. Это не экспериментаторы и даже не создатели перформансов, а те, кто является продолжателями русских литературных традиций и те, кто способен донести слово до уха далеких от поэзии сограждан. И один из таких поэтов – Евгений Евтушенко.

Это человек, имя которого уже вписано в учебники литературы, легенда при жизни. Довольно скромный зал «Библио-Глобуса» с трудом вместил всех желающих его послушать 21 января. И не было ни одного лишнего звука, только фотографы щелкали затворами, пробирались по-пластунски по полу, изгибаясь в причудливых позах. То и дело к столу подбегали журналисты, чтобы подвинуть свой микрофон еще ближе к лицу героя вечера, который выносил это с невероятной выдержкой.

Приходилось ли вам слышать, как читает, рассказывает свои стихи поэт? Это не актерское заученное выступление с вживанием в роль и сумасшедшинкой, не торжественно-карамельное чтение прилежного ученика. Это голос, возникший из души, и душе адресуемый. Голос не только поэта – гуманиста, миротворца, патриота. Его слово не пробивает себе путь сквозь книжные страницы, вот он, здесь и сейчас. Это очень необычное и очень сильное ощущение.

Кому, как не поэту призывать к миру? Тому, кто видел войну, видел ее ужасы и был свидетелем милосердия, способного быть в таких условиях. Кому, как ни ему в эти трудные времена пояснить людям разницу между патриотизмом и формами национализма? Одно из прочитанных стихотворений – «В университетском киноклассе», написанное совсем недавно в 2014-ом году, обо всем этом.

…Очень любят о «Холодном лете»
прошкинский, пожалуй, лучший фильм
дети Чили и Анголы дети,
парагвайка, чероки – и финн.
Плакали ковбоистые янки
что Папанов уркой был убит,
и не будет в сердце китаянки
никогда Приемыхов забыт.
Жаль, что запоздало Мордюковой
выразил ковбой за «Комиссар»
благодарность дедовской подковой–
этот фильм – он стольких потрясал.
А вот что написала поэтесса
и представьте, что из США:
«Думала над фильм «Unfinished пьеса»
У меня теперь другой душа»...
И в письме Самойловой Татьяне,
веря, что она еще жива,
фото мужа, павшего в Афгане
принесла талсанская вдова...

В век мизантропии и цинизма слушать добрые слова Евгения Евтушенко так хорошо и так горько. Утирают слезы матроны, прячут искреннюю детскую улыбку в уголке рта вдохновленные господа, даже микрофоны перестали двигать – затихли, слушают. Так напоминают детей, которых усадили в кружок, чтобы утешить и отвлечь.

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Удивительные впечатления от встречи поэта с читателями не испортили даже сотрудники магазина, которые напомнили, что автографы можно ставить только в тех книгах, которые продаются в «Библио-Глобусе». Кому-то важна поэзия, кому-то – выручка, так всегда.

Уползли фотографы, убраны микрофоны, остался зажженный поэтом огонек в сердце.

Ксюша Флегонтова-Семенченко

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.