Параллели времен: спектакль «Зойкина квартира» в постановке Евгения Писарева

Зойкина квартираСпектакль «Зойкина квартира», представленный Московским драматическим театром им. А. С. Пушкина на XV Рождественском фестивале искусств в нынешнем декабре, с первых мгновений переносит зрителя на 100 лет назад.

Многогранная пьеса Булгакова вместила в себя и драму, и юмор, и фарс. От начала до конца она пронизана желанием персонажей освободиться от давления удушливых обстоятельств.

Евгению Писареву великолепно удалось воссоздать аутентичный дух того времени, который, по его мнению, имеет много общего с современностью. Всепроникающее настроение глобального кризиса породило фатализм, мистицизм и масштабное увлечение наркотиками. Герои пьесы, представители общества периода НЭПа, окунаются в разрушительные иллюзии с помощью морфия, опиума, кокаина, алкоголя, распущенности и цинизма.

Невероятно впечатляет обостренная реалистичность спектакля. Главные герои охвачены несбыточной мечтой о жизни во Франции. Граф-наркоман Обольянинов (Александр Дмитриев) тоскует по Парижу и Ницце, и Зоя Денисовна Пельц – энергичная вдова и содержательница борделя под видом ателье в исполнении Александры Урсуляк – надеется его туда увезти. Обаятельный аферист Аметистов (Александр Кубанин) воображает себя в белых брюках на Лазурном берегу. Бывшую аристократку Аллу Вадимовну (Анна Кармакова) в Париже ждет ее возлюбленный. А успешный предприниматель Гусь-Ремонтный (Александр Матросов), неплохо устроив свои дела в России и будучи счастливым семьянином, страдает от неразделенной любви. Сиюминутной выгоды ищут разные маргинальные личности.

На первом плане тонко высвечивается идея нежной любви Зои к Обольянинову, ее решимость спасти возлюбленного. Восклицание Павла Обольянинова: «В Париж!» – звучит как отголосок страдания непонятого обездоленного художника, который мечтает скрыться под тенью парижских каштанов. «Любовь оправдывает многие поступки, – уверен режиссер. – Поэтому героиня вызывает понимание и сочувствие».

Жестокая действительность безжалостно перемалывает героев пьесы, в то время как они хотят жить своей прежней, привычной жизнью, и у Зои в песне звучат именно такие слова: «Не мешайте мне сегодня жить!». Но чем ближе, по мнению персонажей, светлое будущее, тем темнее над ними сгущаются тучи. Поломанную жизнь людей выразительно передают изломы мизансцен, покатый пол создает ощущение ужасной неустойчивости, а в воздухе словно витает плотное облако кокаина.

«Пьеса о том, что люди справляются с трудными условиями так, как умеют, – считает Александра Урсуляк. – Им приходится совершать разные поступки: добрые и красивые, плохие и даже очень плохие». С ней соглашается Анна Кармакова: «Все герои – заложники обстоятельств. Моя героиня – бывшая аристократка, которая никогда не работала, и сейчас вынуждена где-то искать деньги, горя желанием уехать за границу».

Жизнь настойчиво заставляет людей делать выбор между силами света и тьмы. Но никто из булгаковских героев как будто не задумывается о моральной стороне своих решений. Трагическое окончание пьесы в очередной раз убеждает зрителей в том, что порочные действия не приводят к ожидаемому счастью.

Анна Полетаева

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.