Пикассо, Пабло (Pablo Picasso)
Пабло Пикассо (Pablo Picasso) (1881 – 1973) великий французский художник испанского происхождения, основоположник кубизма. Помимо живописи и рисунка он также занимался графикой, скульптурой, керамикой и дизайном. Пикассо оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Его идеи получили развитие в работах большого числа подражателей. Пикассо считается одним из самых плодовитых художников в истории. Список его работ составляет более 20 тысяч наименований.
Творческий путь Пикассо весьма разнообразен. Были в нем и периоды уныния, и периоды радости, периоды увлечения различными художественными техниками, цветовыми экспериментами и стилистическими формами живописи. Но самое главное, что он во всем и всегда был новатором, выражая свое удивительное и неповторимое видение мира.
С ранних лет Пабло продемонстрировал интерес к живописи. Любовь к изобразительному искусству ему привил его отец Хосе Руис Бласко, который был учителем рисования. Уже в 8 лет Пикассо пишет свою первую картину «Пикадор». С этой работой он не расставался до конца своей жизни.
В возрасте 13 лет он поступает в школу искусств в Ла-Корунье, а в 14-летнем возрасте – в школу изящных искусств Ла-Лонха, куда, несмотря на возраст, блестяще сдает вступительные экзамены на конкурсной основе. Затем он учится в Мадриде в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. В 1898 году Пикассо возвращается в Барселону, где вступает в художественное общество «Els Quatre Gats».
С началом XX века в творческой жизни художника наступает, так называемый, «голубой» период (1901-1904). В это время он вместе со своим другом Карлосом Касахемасом (Carlos Casagemas) уезжает в Париж, где его друг кончает жизнь самоубийством. Это трагическое событие сильно потрясло художника. Искусство и реальная жизнь для Пикассо всегда имели прочную связь. В его работах этого периода преобладает сине-зеленая палитра. Их наводняет тематика старости, смерти, нищеты, уныния и меланхолии. Возникают образы стариков, слепых, несчастных матерей, проституток и алкоголиков. Ярким примером «голубого» периода является работа «Любительница абсента» (1901).
За «голубым» следует «розовый» период (1904 - 1906). В это время на смену унынию приходят более жизнеутверждающие, романтические, цирковые и театральные образы. В работах появляются розово-золотистые и розово-серые тона. Героями их становятся акробаты, танцовщицы, клоуны и бродячие артисты (пример, «Девочка на шаре», 1905).
На смену экспериментам с цветом и настроением приходит увлечение необычными формами, найденными в работах Сезанна и африканской скульптуре. Пикассо всерьез экспериментирует с деструкцией и деформацией, отвергая традиции натурализма. Новое увлечение приводит его к созданию совершенно нового направления в изобразительном искусстве – кубизму. В своих работах Пикассо представляет пространство и объекты в виде простых геометрических фигур (пример, «Фабрика в Хорта де Эбро», 1909).
В 1916 – 1919 годы Пикассо принимает участие в постановке новаторского «Русского балета» Сергея Дягилева. На протяжении этих лет он увлеченно занимается сценографией, создает декорации и костюмы. Скандальная слава балета приносит Пикассо большую популярность в широких кругах парижского бомонда.
В это время он знакомится с балериной «Русского балета» Ольгой Хохловой. Через некоторое время они женятся. Успех и семейное счастье возвращают в творчество художника классическую технику исполнения. В работах вновь появляются ясные и понятные формы, светлые тона, правильные лица.
В середине 20-х Пикассо проникается идеями сюрреализма. В мир его картин входят образы бессознательного. Воображение мастера, распаленное неурядицами семейной жизни, порождает то абсурдных и бесформенных монстров, то орущих или разорванных людей, то каких-то агрессивно-эротических человекоподобных существ (пример, «Фигуры на берегу моря», 1931).
В начале 30-х годов Пикассо серьезно увлекается скульптурой. Он творит величественные бюсты и женские ню, сюрреалистические фигурки, животных и полуабстрактные формы, среди которых особое место занимают гравюры к «Метаморфозам» Овидия (1930).
Во время гражданской войны в Испании (1936 - 1939) художник сопереживает республиканцам, борющимся с режимом Франко. В 1937 году после бомбежки и разрушения города Герника в провинции Бескайя (Испания), он пишет свою знаменитую картину «Герника». Громадное полотно, созданное для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Послевоенный творческий период Пикассо можно назвать счастливым. В это время он сближается с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой переезжает жить на Средиземноморское побережье Франции. Работы, созданные с середины 40-х до середины 50-х, отличаются атмосферой идиллии и гармонии с природой. В них появляются образы обнаженных девушек, фавнов, кентавров и сказочных существ. Помимо написания картин в это время Пикассо увлекается восстановлением традиционного народного мастерства. Он активно занимается скульптурой, изготовлением статуэток животных, декоративных блюд и тарелок, кувшинов и пр.
В 1944 году Пикассо вступает в коммунистическую партию Франции и активно поддерживает пацифистские идеи. Его произведения пользуются огромным успехом. Среди поздних работ Пикассо наибольшую известностью имели: эмблема «Голубка Пикассо» (1949) – самый узнаваемый символ мира, прообразом которого послужила его же картина «Голубь мира»; статуя «Человек с ягненком» (1943 - 1944); живописные панно «Война» и «Мир» (1952); панно для здания ЮНЕСКО в Париже (1956 - 1957); ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе; вариации на темы картин «Менины» Диего Веласкеса (Diego Velázquez), «Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи (Francisco Goya), «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (Édouard Manet) и др.
Умер Пикассо 8 апреля 1973 года. Похоронен, в соответствии с собственным завещанием, во дворе принадлежавшего ему замка Вовенарт.
- 1 из 2
- ››
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
Популярные блоги
