Нота (о композиторах современных)

Современная музыкаВосточноазиатские дрожащие «кап-кап» по фортепиано... Южная Корея и Япония завладели сердцами славян. В почете нынче такие композиторы, как Юки Кадзиура, И Рума, Хисаиси Дзё и некто таинственный Daydream, он же Renodia из Южной Кореи. Тот, кто в буквальном смысле «грезит наяву» (Daydream), заразил своими иллюзиями половину интернета. Его композиция «I miss you» давно стала культовой среди «страдающих пламенной любовию и сгорающих дотла в пожарище страстью обуянном».

В свой черед безнадежно трогателен также земляк ДэйдримА композитор И Рума. Он играет «River flows in you» и предлагает поплакать ему в рукав хаори. Действительно, с помощью этой японско-корейской нежности хотелось бы отключиться от обыденности и войти в стадию колокольчика на ветру, легкого и ни о чем не думающего, но, увы, не удается. Уж больно европейскими стали композиторы... Я, конечно, не прошу играть на бамбуковой флейте, чтобы прочувствовать национальный колорит, но где обещанная музыкальными энциклопедиями ритмика в такт дыханию вместо счета «и раз-два-три»?

Бередит сейчас наивные ищущие души и музыка для аниме-сериалов (композиции Каваи Кэндзи для аниме «Тетрадь смерти» и Юки Кадзиуры для аниме «Сердца Пандоры и т.д.). Может, кому она и ближе, но как по мне, только добавляет шумовых эффектов одинокому воздуху. Сейчас любители аниме-треков точно встали бы грудью на их защиту, так как бесспорно есть явления и более шумные (японойз, к примеру, – не для слабой психики). Но я говорю спорные вещи, «исходя из принципа субъективной реальности» (с). И в моем представлении Восток Азии стал практически неотличим от пан-Америки. Разница осталась во внешней составляющей. Так в японском стиле Visual kei приветствуются вокалисты-андрогины. Грустно.

Европейский настрой не то чтобы умаляет достоинства Востока, но, полагаю, делает его менее выразительным. На примере с японецем-клавишником Хисаиси Дзё. Очень популярен: работал над фильмами Хаяо Миядзаки и над треками для Такеши Китано. Его знают, но он – ходячий компромисс запада и востока. А ведь композитор же, не дипломат, а сделал из себя дипломата! Зачем терять самобытность? …Кажется, текущее время изменило тональность: все перемешано и все довольны.

Эстеты потчуют себя этническими штучками: кто-то поглощает вольные песни викингов, а кто-то пускается в пляс с цыганизацией Горана Бреговича и наслаждается звуками духовых его оркестра … почему фолк свойственен избирательным слушателям – да потому, как только беспощадный к себе тру-меломан будет терзать свои уши башкирскими перепевами домбры или привыкать к какому-нибудь трудному для восприятия громкому стуку. А почему бы и не послушать давно замолчавшие трещотки вместо классических барабанов? Вполне приятные современные извращения, не так ли?

В противовес эмоциональному фолку выступает его светлость минимализм. Действительно светлый и будто рассыпающийся на мелкие хрусталики Филипп Гласс… Сам отрицает свою принадлежность к этому стилю (как пациент, отрицающий диагноз), но ритмическая основа саундтрека к «Шоу Трумана» и повторяющиеся аккорды «Иллюзиониста» выдают неподдельную стилистику. Он автор музыки к киноленте Звягинцева «Елена» – безусловно, эфирный и просторный, но все же для меня остается скорее оформлением сценического действия, нежели кем-то более весомым. Не сравниться с Майклом Найманом. Найман даже в фильмах Питера Гринуэя живет своей жизнью. Он тревожен, проникнут отчасти фатализмом и неизбежностью и из-за одного этого выступает как повод для раздумий. Предвестник эпохи, такой себе американский мистик.

Стоит отметить, что ни один из нынешних минималистов не является источником «Раздражений», каким был в свое время француз Эрик Сати (придумал «Раздражения» – беспрерывно повторяющийся один и тот же мотив для фортепиано). Новые минималисты не сочиняют саркастичные меблировочные пассажи, как Сати, они просто отсекают всю шелуху веселеньких ла-ла-ла и оставляют выжимку самых пронзительных чувств…

А Джон Кейдж!!! Четыре минуты и тридцать три секунды тишины, подаренные им! Его спонтанное сочетание звуков бесподобно – Кейдж играет, подбрасывая веточку тысячелистника, играет как дышит. Стоит ли вообще считать его композитором? Или просто чокнутым изобретателем???

Между прочим, минималисты раскрутили энергетическую мелодику. И тут-то все чудесным образом складывается в единый паззл. Оказывается, внезапно вспыхнувшая у населения любовь к музыке сфер и чистке чакр имеет под собой вполне серьезные основания. Посмотрим, американский экспериментатор инопланетной электроники Терри Райли в свое время путешествовал по Индии, учился мастерству раги. Тот же Филип Гласс многое перенял от мастера струнной щипковой ситары Рави Шанкара. По сетям гуляют медиафайлы с записями исцеляющей флейты Дина Эвенсона – нью-йоркского биолога, нашедшего свой индивидуальный путь к природе посредством музыкального слуха. Быть может, мы нуждаемся в медитативных перекатах, чтобы отождествлять себя с травой, росой, землей – да с чем угодно, только бы не замирать в радиоактивном беспамятстве... И я не прочь поддаться этому гипнотическому эффекту тибетских чаш. Будто бесстрашно уснуть в океане, не зная, как долго еще плыть.

Мария Сопкалова

Комментарии

Аватар пользователя homutovsky

мы плачем им в рукав хаори, выполняем их асаны, постигаем самадхи... они проводят наши пивные и водочные церемонии, отбивают наши биты, распутствуют и транжирят время... получается неплохо... все пройдет, ничто не вечно :)

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.