Несколько минут настоящего кино

Фестиваль немецкого киноКак за несколько минут рассказать историю, полную жизни, настоящего, драматического или ироничного? Каждый год участники различных кинофестивалей пытаются ответить на этот вопрос.

Если говорить честно, выдать по-настоящему интересную историю не всегда получается и у создателей полнометражных лент. А уж когда речь заходит об авторском кино, то велик риск вместо истории увидеть, как перекати-поле два с половиной часа кочует по выжженному полю под аккомпанемент скрипа качели. Так что я отправилась на 13-й кинофестиваль немецкого кино в Москве не без тайных опасений. Однако короткометражные фильмы киносборника Next Generation Short Tiger 2014 оказались действительно стоящими внимания.

Одна из самых впечатляющих киноновелл – «Безмолвный лев» (Stiller Löwe). Она посвящена небольшому эпизоду из жизни глухонемого молодого человека, который замечает, как в подворотне группа молодых людей издевается над нищим, снимая происходящее на телефон. Попытка вмешаться оказалась проваленной – главный герой не может закричать или применить силу. Когда нищего обливают чем-то, чтобы поджечь, глухонемой парень отбирает бутылку и обливает себя тоже. Происходит красноречивый монолог на языке жестов, безмолвная речь главного героя необыкновенно выразительна, его жесты в какой-то момент становятся похожи на танец. Поведение глухонемого обескураживает нападавших. Жизнь спасена. Зритель тронут.

Не менее интересна анимационная история про человека «невидимку», представленная в короткометражке «Абдулла» (Abdullah). Это небольшая зарисовка-воспоминание из жизни турка Абдуллы Демира, который прошел долгий путь к осознанию себя. Мысль о том, что этот мир и твоя семья в том числе прекрасно обошлись и без тебя, толкнула Абдуллу в пропасть. Но он справился, когда все же нашелся человек, готовый назвать его по имени, а, следовательно – признать факт его существования.

Лента «Там, где мы есть» (Wo wir sind) посвящена теме выбора – выбора, который предстоит сделать девятилетней девочке Пауле – сбежать с матерью, лишенной родительских прав из-за наркомании, или остаться в благополучной приемной семье. Жизнь, полная безумных приключений, или шанс на успешную судьбу…

Часто сделать повествование более ярким режиссеру помогает необычная форма. Так, создатели фильма «Ноль» (Null) выбрали ноль, как символическую геометрическую фигуру. Сквозь него посредством круглых предметов (глазок квартиры, циферблат часов, колесо машины и т.д.) мы видим столько же унылую, сколько и типичную жизнь человека, замкнутого в круге – сон-работа-увеселения в ночном клубе. Круговерть жизни и бег по кругу с нулевым результатом.

Пожалуй, по-настоящему тяжело было смотреть только одну короткометражку – «Эмиль» (Emil), где мелькающий видеоряд должен был иллюстрировать рассказ заикающегося человека о своих трудностях. Однако в целом идея этой ленты проста и понятна – человек, имеющий проблемы с речью, хочет перестать стыдиться себя и начать громко высказывать свои мысли, несмотря на заикание.

Среди короткометражек, для воплощения которых режиссеры использовали необычные формы – анимационный фильм «Неслышимая запись» (Hidden track), созданный с помощью теней и оптических эффектов, а также «Нити» (High wool) – анимация, сотворенная из узоров веревочек.

Кроме драматических сюжетов на фестивале был представлен настоящий психологический триллер – «Собеседование» (Job interview) – напряженный и полный неожиданностей – как положено.

В особый ряд выделяются короткометражки с ироничным и комедийным сюжетом. Социальные зарисовки про надоедливых рассказчиков (Der storyteller) и шумных посетителей кинозала (Es geht auch anders) помогут многим взглянуть на себя со стороны. Кстати, если вы еще не в курсе, кто или что открывает вам автоматические двери в общественном транспорте или супермаркете, посмотрите комедийную короткометражку «Пульт управления» (Telecommando).

Успех короткометражных фильмов на кинофестивале, аплодисменты и искренняя заинтересованность в глазах зрителей еще раз подтверждают, что за несколько минут можно рассказать действительно трогательную, по-настоящему страшную и в самом деле смешную историю.

Ксюша Флегонтова-Семенченко

Комментарии

Аватар пользователя Мария Сопкалова

за коротким метром - будущее! очень занимательная фестивальная подборка и интересные наблюдения! и я - за сложность в кинокартинах, хотя, наверное, многие бы возразили. а зачем простота? голова дана для головоломок;)

Аватар пользователя Ксюша Флегонтова-Семенченко

 Смотря как понимать сложность. Сложность формы иногда отвлекает от прекрасного, это все то же перекати поле, о котором я говорю.

Аватар пользователя homutovsky

с таким же успехом можно оправдать головокружение, головотяпство и даже головомойку :)
короткометражки – полноправный формат, я бы тоже сходил на такой фест с удовольствием

Аватар пользователя Ксюша Флегонтова-Семенченко

Что мешает?) Уведомлю в следующий раз.

Аватар пользователя homutovsky

договорились :)

Аватар пользователя Мария Сопкалова

остроумно;) но лес не для лесорубов ;)

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.