Не забывай меня!

Не забывай меня!В рамках XII Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова прошел один из самых загадочных спектаклей «Не забывай меня!», собрав в зале полный аншлаг. Это удивительная постановка французского режиссера Филиппа Жанти, в которой тонко и смело переплетены театр, балет и цирковое искусство.

Впервые этот спектакль был поставлен в 1992 году и объехал почти весь мир. Для новой версии спектакля в 2012 году Филипп Жанти привлек норвежскую труппу, вместе с которой ему удалось воплотить свои замыслы, добавив в постановку холодные краски севера.

Великий фокусник, кукольник и философ Жанти вместе с хореографом Мэри Андервуд создают необыкновенный мир оптических иллюзий и сюрреалистических образов, где стираются границы между явью и сном. Они запутывают, завораживают зрителя, погружая его в глубины собственного подсознания и приглашают в путешествие в страну снов, где обезьяна в бальном платье со скрюченными пальцами поет небесной красоты арии, взывая к жизни людей из прошлого.

Фигуры людей, словно тени, появляются на сцене вместе со своими двойниками-марионетками и кружатся в мистическом танце. Их пластика настолько искусна и безупречна, что невозможно сразу различить, кто из них – кукла, а кто – живой человек. Иллюзионист Жанти не оставляет зрителю шанса понять, как механические создания превращаются в людей и вдруг вновь раскидывают безвольные пластиковые руки.

Да и сама «героиня» теряется в догадках: она ставит пары друг с другом, но они падают – она злится, что они ненастоящие и разрывает их на куски. Следующие сцены становятся все более странными, пугающими и красивыми одновременно.

Сюжет, который использует Жанти, повторяется снова и снова: живое ищет живое, но каждый раз фатально наталкивается на неодушевленное. Женщина ищет мужчину, но вместо него получает точную копию в костюме и шляпе. Она довольна, пока не обнаруживает подмену, которую яростно и брезгливо отбрасывает. Такие подмены повторяются в различных интерпретациях, обнажая абсурдность и парадоксальность человеческих отношений. Постепенно в сценический сон вмешиваются все более странные образы, окончательно запутывая зрителей.

Персонажи вместе со своими двойниками продолжают кружиться в вихре сюрреалистического веселья. Но однажды происходит чудо: Он и Она не побоялись предстать друг перед другом настоящими. Минута мистического познания, пронзительного откровения… Но и они застывают, как бездушные манекены, а затем пингвины-клоуны забрасывают их на повозку, смешав с другими такими же манекенами, лежащими там, словно окоченевшие трупы. В финале мы видим, как с повозки спрыгивают и убегают два маленьких человечка, которые смогли разглядеть друг друга среди груды безжизненных кукол.

«У каждого из нас есть двойник, – рассказывает актриса Анна Мага Вигелиус. – Мы так к ним и обращается: двойник Анны, например. Чтобы привыкнуть к такому партнеру, нужно месяца три, не меньше. Потому что вы играете две роли – за себя и за него, и вы вместе рассказываете историю – вашу историю».

Сам спектакль проходит почти без слов лишь изредка норвежские артисты повторяют на ломанном русском языке какие-то бессмысленные фразы. И в конце спектакля зритель сам готов мысленно произнести фразу, который каждый, наверняка, произносил в своей жизни не раз «Не забывай меня!».

Сейчас Филипп Жанти вместе со своей труппой планируют посетить Петербург, Псков, Екатеринбург и Воронеж. А чеховский фестиваль будет продолжаться до 17 июля, и публику впереди ожидает еще много интересного.

Елена Полетаева

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.