Натюрморт в сравнении

Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современностиВ Третьяковской галерее 2 ноября открылась выставка «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности». Одна из самых крупных выставок сезона включила в себя порядка двухсот живописных работ, графики, произведений декоративно-прикладного искусства и предметов быта. Экспонаты принадлежат 17-ти музеям Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, Беларуси, а также частным коллекциям. Большая часть работ выставляется очень редко, некоторые из них до этого не покидали музейных запасников.

Куратор выставки Светлана Усачева рассказала, что особенностью выставки является сравнение произведений «старых мастеров» XIX века с новейшими направлениями современного искусства: нонконформизмом, концептуализмом. Выставка отражает интерес мастеров к самому концептуальному и философскому жанру изобразительного искусства – натюрморту, и прослеживает, как этот интерес повлиял на работы художников XXI века.

Организаторы выставки поставили задачу изменить привычные стереотипы восприятия. Они отказались от хронологического типа демонстрации натюрморта. Каждый раздел экспозиции отводится разным видам этого жанра живописи. В начале знакомства с ним вас ждут впечатляющие сюжеты «vanitas» (суета сует) и «memento mori» (помни о смерти), наполненные аллегорическими значениями. Разделы «Цветы и плоды», «Кухни» и «Трапезы» включают картины и декоративные панно, изображающие дары природы. В разделе «Натюрморт в портретах и жанровых картинах» можно увидеть произведения, где отдельные предметы существенно влияют на смысловое наполнение картин.

Самой ироничной частью выставки является раздел «Фигурные обманки». В него включены картины, имитирующие какие-либо материальные объекты. Впервые публика увидит вырезные книги-обманки из личной коллекции Петра I, а также «кабинетные» натюрморты XVIII века и садовые фигуры-обманки.

По словам организаторов, экспонаты специально расположили так, чтобы посетители могли наглядно сопоставить работы «старых мастеров» и художников современности. Это помогает выявить закономерности искусства разного времени.

Выставка продлится со 2 ноября 2012 года по 24 февраля 2013 года. Во время работы экспозиции в музее возобновляются «Четверги допоздна» – в четверг выставку можно посетить до 22:00.

Ксюша Флегонтова-Семенченко 

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.