Нам приснилось «Море Соли». Интервью с новой фолк-группой

Море СолиИх много – больших и маленьких. Каждый день какая-нибудь строптивая волна выбрасывает новую порцию золотистых песчинок, маленьких прозрачных камешков, а еще – раковины. Их подбирает мозолистая рука, иссушенная муссонами и изъеденная солью. Некоторые раковины старик бережно кладет в карман, и ковыляет обратно в свою комнатку в Дом призрения для моряков, давно вышедших на пенсию. Порой, когда в коридоре затихают шаркающие шаги постояльцев, моряк достает свои находки и подносит их к уху. Он терпеливо вслушивается в морской гул. Иногда старик кивает, как будто соглашаясь, иногда просто закрывает глаза, позволяя шуму прибоя свободно литься из широкого горлышка раковины. Ему так спокойнее. Он будто бы никогда и не покидал моря.

Что мы слышим в шепоте волн? Лихие песни под аккомпанемент ветра, музыку о море и моряках. Возможно, эти древние песни, услышанные где-то, когда-то, подслушанные у раковины, и вдохновляют писать свою музыку. Это я и решила выяснить у музыкального коллектива, участники которого уж точно знают толк в море, ведь их группа называется «Море Соли».

Корреспондент «Культурного Обозревателя»: Первый вопрос, который всегда волнует слушателей и музыкального критика, начинающего знакомство с группой – в каком жанре вы играете?

Даниил Ковтунович (гитара, вокал): Мы играем в жанре акустический атлантический фолк.

К.: Интересно, а чем вас привлек этот жанр?

Дарья Мельникова (арфа): Этот жанр был выведен уникально.

Д.К.: Он возник сам. Фолк был очень давно просто потому, что я его люблю, и все в группе имеют к нему какое-либо отношение. Акустическим он стал после того, как от нас ушел электрогитарист, не выдержав моего тиранического характера. (Смеется). И мы поняли, что наша музыка будет акустической. А атлантическим наш фолк стал из-за того, что мне нравятся морские песни, разные народные песни: ирландские, канадские, английские – они про Атлантику, как ни крути. Отсюда и жанр.

К.: Видимо из жанра возникло и название «Море Соли», получается так?

Д.К.: А про название наша арфистка расскажет.

Д.М.: Название мне, как это ни банально, приснилось во сне. Тогда мы еще играли нашим большим составом, не было акустической программы, была электропрограмма. Мы как раз только начинали и нельзя сказать, что у нас были какие-то сценические амбиции. И однажды мне приснился сон, как я с электрогитаристом стою за кулисами, за тяжелой портьерой. Нам надо выходить играть. И вдруг из зала, наполненного людьми до предела, мы вдруг слышим, что какие-то голоса говорят: «А что кричать – «Море Соли» или «Соли море?». И чтобы решить это замешательство, я говорю гитаристу: «Слушай, давай подскажем им, что мы – «Море Соли»! И тогда в зале поднимается волна, и все люди кричат это название. Вот просто это приснилось, правда! Такая вот семантическая единица.

К.: Какая-то музыкальная таблица Менделеева.

Д.М.: Да, и как раз мы разговаривали о названии. И я вписала название «Море Соли» в список предлагаемых к обсуждению. Так сон оказался вещим.

К.: Целая легенда в основе. Раз уж мы обратились к истокам вашей музыки, стоит спросить на каких исполнителей, на какие группы вы ориентируетесь в своем творчестве?

Д.К. (к Дарье): Ты когда играешь на арфе, на кого ориентируешься?

Д.М.: Мне интересно слушать арфовые партии. Например, есть такой коллектив «Florence and the Machine», где играет Florence Welch. У них интересные партии для арфы, ориентированные на сольное исполнение. Мне близка концепция звука этого коллектива.

К.: А что касается фолка, если у вас образец, или вся музыка пишется с чистого листа без какого-либо ориентира?

Д.К.: Это целый музыкальный коктейль внутри нас. Конечно, одного коллектива, на который мы хотим быть похожи, у нас нет. Есть много групп, которые, так или иначе, вносят в этот коктейль больше, чем остальные. Например, группа «Аквариум» нам всем очень нравится. Когда мы «строим» наш звук и думаем об акустической программе, то говорим, что это нужно делать, как «Аквариум». Чтобы был такой маленький центр и вокруг него огромное количество людей, которые приходят и уходят, делая музыку разной. Становится по-разному красиво. Есть группа «Dropkick Murphys», на которую мы играли несколько каверов. Еще «Great Big Sea» очень нас вдохновляет. Те же «The Dartz» в плане текстов и вообще Курцман, как один из немногих, кто обладает исключительной самоиронией, это в него просто влюбляет. Я постоянно стараюсь достичь этого в текстах.

К.: Что вас вдохновляет на написание песен?

Д.К.: Жизнь окружающая. Работа, дочка, жена.

К.: И еще один вопрос, очень актуальный, на мой взгляд. Сейчас фолк в различных его модификациях весьма популярен на российской сцене. Постоянно появляются новые коллективы, привносят что-то свое. Чем группа «Море Соли» может выделиться из этого потока, есть ли у нее своя изюминка?

Д.К.: Во-первых, звук. Мы стараемся сделать звук небанальным. Для этого мы специально холили и лелеяли нашу саксофонистку. Все-таки я такого не слышал – сочетание акустических инструментов и саксофона рождает нечто уникальное. Кроме того, наше голосовое сочетание. Казалось бы, ничего особенного, но я что-то такого нигде не вижу. А ведь все просто – бери и делай «Roxette», но с фолком. И… у нас просто клевые песни, а у остальных не такие клевые. (Все смеются).

К.: В таком случае финальный вопрос: когда и где вас можно услышать в ближайшее время?

Д.К.: В октябре обязательно будут наши выступления. А ближе к зиме можно ждать новых записей.

К: Спасибо за то, что пригласили на репетицию, с вами было очень интересно!

*

Волны снова и снова обрушиваются на пустынный каменистый берег, извергая из глубин причудливые завитки раковин. У каждой из них, как и у песен, свое звучание. Прислушайся…

Интервью провела Ксюша Флегонтова-Семенченко

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.