Метафизика раннего буддизма

Метафизика БуддизмаПознавательная сторона раннебуддистской философии была тесным образом связана с этической. Смысл жизни в Буддизме оценивается в первую очередь с практической стороны. Следование праведному пути и его осмысление дает познание жизни. Сам Будда не придавал большого значения чисто метафизическим вопросам, считая важнейшим делом проповедь праведного пути.

В рассказе об одной проповеди Будды дается образное сравнение: насколько пучок листьев, зажатый в руке, меньше всего количества листьев в лесу, настолько же часть истины, открытая Буддой своим ученикам, меньше той истины, которую он познал сам, но не считал нужным открывать людям, так как она для них бесполезна. В другой раз Будда привел такое сравнение: если человек, раненный отравленной стрелой, станет, вместо того чтобы лечиться, расспрашивать о том, что за враг его ранил, какого он племени, касты, кто его отец и мать и пр., то он умрет от раны, не успев обратиться к врачу. Также и всякий ищущий спасения от зла мира должен не задавать бесполезных вопросов о сущности мира, его происхождении и пр., а следовать указанным путем добродетели.

Буддизм не говорит о единстве души человека и ее бессмертии. Основу психической жизни в Буддизме составляет не душа, а отдельные дармы (дхармы, дхаммы). Слово "дарма" имеет большое количество значений: закон, учение, религия, истинно реальное, качество и пр. Но основное его значение в буддистской философии – "носитель своего признака", то есть носитель душевных свойств. Таких носителей свойств, дарм, у человека много. Разные буддистские школы насчитывают их 75, 84, 100 и более. В числе дарм есть "чувственные", связанные с восприятием материального мира (видимое, слышимое и пр.), дармы "сознания" (отвлеченные представления) и еще несколько категорий, в том числе "неподверженные бытию" и стремящиеся к покою – нирване.

После смерти человека дармы, составлявшие его личность, распадаются, но под действием той дармы, которая создана всей деятельностью человека во время его жизни и в предшествующих перерождениях, они вновь соединяются, уже в новых комбинациях, и дают начало новой личности. Так совершается вечный круговорот дарм, это повторяющееся "колесо бытия", преодолеть которое человек может, только следуя заповедям Будды.

Представление о круговороте дарм ("колесо бытия") еще в раннюю эпоху получило метафизическую разработку в учении о двенадцати ниданах (причинно-следственные звенья круговорота), где все звенья, начиная с первой ниданы ("неведение") и кончая последней ("старость и смерть"), строго следуют одно за другим.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.