Лондонский мост

Лондонский мост

В Лондоне немало больших и красивых мостов через Темзу. Но известнее всех Лондонский мост и мост Тауэр, которые часто путают друг с другом. Того, кто наслышан о Лондонском мосте, личное знакомство с ним может разочаровать, поскольку мост этот далеко не самый большой и не самый старый (возведен в 1967 году).

В отличие от Тауэрского Лондонский мост совсем невысок. Издали кажется, будто он стелется над водой. Лондонский мост связывает районы Сити и Саутворк, разделенные рекой Темзой. Он находится между двумя другими мостами – Тауэрским мостом на западе, ниже по течению, и железнодорожным мостом Кенон-стрит на востоке, выше по течению.

Первый Лондонский мост, расположенный чуть правее нынешнего, появился в XII в. Уровень технического развития того времени был невысок, он не позволял соорудить навесную конструкцию через всю Темзу, поэтому мост делался из дерева и был плавучим. У строителей Лондонского моста отсутствовала какая-либо серьезная техника, и даже навыки античных времен, оказались утрачеными. Чтобы вкопать в дно опоры будущего сооружения, пришлось временно осушать дно реки, вырыв на ее пути громадные отводные каналы. Всего опор было 18, и только на одно их выравнивание ушло несколько лет. Работы велись очень медленно и с большим количеством неприятностей. Уже почти готовый мост трижды разрушался волнами, а один раз он даже был сломан мачтой некстати появившейся баржи с солью. Но в 1163 г. строительство все же было завершено.

Понимающий недолговечность этой плавучей конструкции король Генрих II Плантагенет велел своему духовнику и по совместительству архитектору Питеру Кочерчу заняться строительством каменного моста длиной 250 м. Его сооружение началось в 1176 г. рядом с деревянным мостом, но закончилось лишь через 30 лет, когда ни короля, ни архитектора уже не было в живых. В 1209 г. мост удалось завершить. Постепенно мост вновь отстроился. В 1282 г. его ждало еще одно испытание – от морозной зимы камень опор треснул, и несколько арок полностью разрушилось. Деньги на ремонт собрали только в 1381 г., когда по мосту в город въехал вождь крестьянского восстания Уот Тайлер. Этот мост простоял до XIX в. Его миновал даже великий лондонский пожар 1666 г., уничтоживший весь центр города.

По средневековому обычаю, Лондонский мост был густо застроен домами и лавками, а в самом центре его даже была возведена церковь, посвященную святому Томасу Бекету – архиепископу, убитому по приказу короля Генриха II. За право строительства и торговли на мосту казна брала неплохие деньги, что позволило ей отчасти возместить расходы на его сооружение. Купцы не скупились – единственный мост между двумя частями Лондона стал бойким местом. Но в июле 1212 г. в Саутуорке вспыхнул пожар. Жители в панике бежали на мост и, оказавшись в огненной ловушке, в панике прыгали в Темзу. По словам хронистов, в огне и воде погибло около 3 тысяч лондонцев.

К XVII в. старый мост лишился большинства своих украшений. Когда-то на него заезжали с севера через ворота Дроубридж-Гейт, где на кольях выставлялись головы казненных преступников. У ворот стоял стражник, взимавший пенни за проезд – мост веками продолжал приносить доход казне. В 1577 г. ворота снесли, а головы перенесли к Большим каменным воротам. Церковь Святого Томаса в 1549 г. (время Реформации) превратилась в жилой дом. Таких домов на мосту насчитывалось до сотни. Некоторые хозяева наращивали мост балками, чтобы увеличить жилую площадь, а потому их дома наполовину висели над водой. У опор моста устраивались пирсы – деревянные плоты. По базарным дням на Лондонском мосту царило настоящее столпотворение.

В 1760 г. было решено снести все здания, чтобы освободить его для карет и пешеходов. Однако уменьшение нагрузки дало неожиданный эффект – мост стал разрушаться. В 1825 г. задумали построить новый мост, поручив это известному архитектору Джону Ренни. Накануне начала работ он умер, и воплощать проект пришлось его сыну и тезке. На этот раз дело пошло быстрее – в июне 1825 г. в дно Темзы вбили первую опору, а уже в августе 1831-го король Вильгельм IV торжественно открыл движение по новому мосту. Обновленный Лондонский мост не отличался живописностью, как старый, к тому же был ненамного шире – всего 25 м. Между тем количество экипажей на дорогах росло, появились омнибусы, а потом и автомобили. У моста скапливались постоянные пробки. Особенно туго приходилось пешеходам, тротуары для которых имели ширину лишь 2 м. То и дело в толчее кого-нибудь сталкивали под колеса транспорта. В 1902 г. мост слегка расширили, но это помогло мало.

Современная конструкция была спроектирована в 1967 году инженером Гарольдом Н. Кингом. Открытие состоялось в 1973 году при участии королевы Елизаветы II. Новые технологии позволили сделать мост более «воздушным», ограничив его двумя опорами в воде и еще двумя на суше. Его возводили вокруг старого моста, постепенно убирая части последнего. При этом проектировщики постарались сохранить георгианский интерьер предыдущего сооружения, возведенного по проекту Джона Ренни. Новый мост имел ширину 40 м, что значительно разгрузило движение в центре Лондона.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.