Культовая структура православной церкви
Культовая сторона жизни православной церкви составляет неотъемлемую часть ее деятельности и идеологии. Структура культа православной церкви вырабатывалась на протяжении достаточно долгого периода, подкрепляясь новым осмыслением основных догматических положений и способствуя возникновению литературы особого характера – книг церковно-богослужебного содержания.
Церемониальная организация церкви:
- почитания икон, мощей и церковной атрибутики, а позже и реликвий общехристианского характера;
- вербального прославления;
- ряда символических действий – таинств;
- соблюдения постов и праздников богослужебного круга
Почитание реликвий
К данному разделу культового уклада относится признание священными и почитание предметов православного культа в силу наделенности их особой силой. К ним относят останки тел (мощи) подвижников и богоугодных людей (ревнителей православной церкви), предполагаемые части плащаницы Господней и древа, на котором был распят Иисус и др. Особое место в этом культовом представлении отводится общепризнанному почитанию изображений (икон) Иисуса, Божьей Матери и святых всех подразделений.
Вербальное почитание
Состоит из канонизированных текстов молитвословия и церковного песнопения, куда входят догматически важные документы во главе с Символом Веры. Основными текстами считают: «Отче наш», «Иисусова Молитва», «Молитва к Пресвятой Богородице» и «Символ Веры».
По характеру использования молитвы делят на утренние, вечерние и на разные случаи жизни. По внутреннему наполнению их можно разделить на просительные, благодарственные, славословия и покаянные. Все они закреплены в так называемых молитвословах – сборниках молитв для общего употребления.
Использование молитв личного характера в православной церкви регламентируется келейным правилом, в котором выработан порядок и характер молитв для мирян и монашествующих представителей христианской общины.
Символические действия
Семь таинств православия имеют особую важность и значение в культовой организации церкви. Так каждое таинство соотносится с определенным символическим происшествием в Священном Писании или Предании и носит мистериальный (др.-гр. μυστήριον – тайна) характер. Церковные таинства призваны влиять на духовную сферу человека, что ратифицируется их определением.
Полный перечень таинств в установленном церковью порядке, таков:
- Таинство крещения
- Таинство миропомазания
- Таинство покаяния
- Таинство причащения
- Таинство елеосвящения (соборование)
- Таинство брака
- Таинство священства
Три таинства, крещение, покаяние и евхаристия (причащение), взяты из соответствующих эпизодов Евангелия. Считается, что они были заложены самим Иисусом.
Таинством крещения и миропомазания начинается жизнь в церковной обители и возможность участвовать в прочих культовых действиях. В таинстве покаяния Бог посредством священника прощает нам грехи. Таинство священства дарует возможность совершать другие таинства, включая и таинство брака. Таинство соборования совершается для прощения грехов приведших к ухудшению здоровья и может совершаться только собором (количеством семи) священников или архиереев, но в особых случаях допустимо исполнение соборования и одним священнодействующим лицом.
Праздники и посты
В качестве праздников в православной церкви выделены дни поминания особых событий или личностей, сыгравших в церковной жизни значительную роль.
В годовом богослужебном круге (православный календарь) следует различать большие, средние и малые праздники. Все они, так или иначе, входят в состав неподвижных и подвижных праздников, закрепленных в церковно-богослужебных книгах месяцеслове и типиконе.
К неподвижным (выпадают на одно и то же число месяца) принято относить двунадесятые праздники, в число которых входят все дни поминания Пресвятой Богородицы, а также некоторые другие входящие в разряд Великих, во главе которых стоит праздник Рождества Христова. Особо отличается Пасха, которая не входит ни в одну категорию (хотя чисто условно ее можно отнести к подвижным праздникам), так как она являет собой высшее торжество, Христово Воскресенье, и отмечается в первый день после весеннего полнолуния (первое полнолуние после дня весеннего равноденствия).
Двунадесятые праздники даются в хронологическом порядке церковного года, отсчет которого ведется по старому стилю*. (В списке упущены параллельные даты с календарем старого стиля).
Двунадесятые праздники
- 21 сентября – Рождество Богородицы
- 27 сентября – Воздвижение Креста Господня
- 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы
- 7 января – Рождество Христово
- 19 января – Крещение Господне
- 15 февраля – Сретение Господне Петра и Павла
- 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
- 19 августа – Преображение Господне
- 28 августа – Успение Богородицы
Великие праздники (другие неподвижные праздники)
- 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы
- 14 января – Обрезание Господне
- 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи
- 12 июля – День святых и первоверховных апостолов
- 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи
Подвижные праздники (закреплены за днем недели) зависят от дня Пасхи, а некоторые и от дня Рождества Христова. К ним относят подготовительную и заключительную седмицу Великого Поста, сам Великий Пост, период Пятидесятницы, а также дни поминания икон Богородицы и дни памяти святых.
Посты
Истинный пост – говорит святитель Василий Великий – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления.
Постом в православном вероучении принято называть дни воздержания от животной пищи, преследуя цель смещения точки центрирования всех сознательных побуждений с тела в область духовную. В православном календаре посты занимают приблизительно 200 дней, из которых выделяют однодневные и многодневные.
Практика однодневных постов утверждается документом – апокрифом (I – нач. II вв.) «Дидахе» (Учение двенадцати апостолов), где предостерегается воздержание в дни принятые в иудаизме и советуется пост в дни среды и пятницы.
К однодневным постам относятся дни среды и пятницы всего года за исключением дней сплошных седмиц:
- Седмица святок (период от Рождества до Крещения Господня)
- Седмица мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста
- Сырная седмица – неделя перед Великим Постом (разрешаются яйца, рыбное и молочное, исключая только мясо)
- Светлая (Пасхальная) седмица – неделя после пасхи
- Троицкая седмица – неделя после Троицы
Также строго постными днями считаются:
- День Воздвижения Креста Господня – 27 сентября
- День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи – 11 сентября
- Рождественский сочельник – 6 января
- Крещенский сочельник – 18 января
Многодневных постов всего четыре:
- Великий Пост – длится 40 дней (включая последнюю неделю перед Пасхой – Страстную Седмицу, особо строгую в воздержании)
- Петров пост – начало через неделю после Троицына дня, конец 12 июля
- Успенский пост – длящийся две недели 14 – 27 августа
- Рождественский пост – 28 ноября – 6 января
_____________________________
* Началом и концом церковного года являются Богородичные праздники, а именно рождение и успение Богородицы.
Олег Борисов
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
Популярные блоги
