Колизей

КолизейСтарая поговорка гласит: «Все дороги ведут в Рим». Этот город представляет собой огромный музей под открытым небом. А одной из его главных достопримечательностей путешественники единодушно признают Колизей, почти 2 тысячи лет возвышающийся между холмами Эсквилин, Целий и Палатин. Подлинное имя Колизея – «амфитеатр Флавиев», поскольку он был возведен при императорах этой династии – Флавии Веспасиане и Тите. Слово «колизей» означает «великий». Исследователи возводят это название к стоявшей неподалеку гигантской статуе Нерона (Колосс Нерона).

Строительство амфитеатра было начато в 72 г. и заняло около восьми лет. Здание было возведено в форме овала, занимающего пространство 2,5 га. Размер его составляет 188 х 156 м. снаружи и 86 х 54 м. внутри, высота достигает 57 м., длина окружности – 627 м. Имена его зодчих не сохранились.

На строительстве трудились десятки тысяч рабов, в основном пленных евреев, захваченных Веспасианом в ходе Иудейской войны. Амфитеатр построили на месте большого искусственного озера, примыкавшего к вилле императора Нерона. Основу архитектуры Колизея составляли любимые римлянами арочно-сводчатые конструкции. Высокие полукруглые своды определяют и монументальный характер его интерьеров: лестниц, проходов и галерей. Три яруса арок создают впечатление ажурности всего сооружения, а мощные опорные столбы их декорированы изящными полуколоннами дорического, ионического и коринфского ордеров.

Главные лестницы Колизея направлены радиально, галереи идут концентрическими кольцами. Чтобы создать опору для лестничных ступеней и площадок, промежутки между внутренними столбами заложены стенами, образующими воронкообразную цепь каменных перепонок. Расположение лестниц по радиусам давало возможность легко распределять людские потоки, вливавшиеся через наружные арки, направляя каждого входящего по наиболее короткому пути к указанному на костяном билете-тессере месту.

Колизей был любимым местом развлечения жителей Рима. В жаркие дни служители натягивали над амфитеатром веларий – огромную полотняную крышу, защищавшую от солнца. Для ее поддержки использовалось 240 деревянных мачт, упиравшихся в каменные кронштейны между пилястрами верхнего яруса. Так Колизей превращался в первый крытый стадион мира.

Рассматривая руины Колизея изнутри, можно убедиться, как сложно был устроен этот цирк, сколько помещений и служб находилось под ареной. В Колизее имелись водопровод и канализация, а также подземный «императорский коридор», тайный ход, ведущий в один из исчезнувших дворцов, через который владыка Рима попадал на представления.

Пространство под трибунами Колизея было использовано для лестниц и галерей-фойе. В нижних подземных помещениях находились зверинец (виварий), стойла для лошадей, залы для тренировок атлетов и гладиаторов, арсенал. Тут же размещался сполиарий – место, где с мертвых тел гладиаторов снимали одежду и амуницию, а раненым оказывали первую помощь или добивали их, если раны были слишком тяжелыми.

Планировка амфитеатра поражает своей простотой и рациональностью. Стены сложены из узкого, хорошо обожженного плоского кирпича, который и по сей день называется римским. Первоначально он был облицован плитами из мрамора и травертина, укрепленными железными скобами, отверстия от которых сохранились до сих пор. Он вмещал до 100 тыс. зрителей. Тщательно продуманная система из 64 ворот предусматривала быстрый вход толпы внутрь, а в случае нужды скорую эвакуацию. В самом нижнем этаже цирка располагались императорская ложа и почетные места для сенаторов. Следующий принадлежал сословию всадников (нобилей), третий и четвертый этажи отводились простому народу (плебсу). Первые три этажа представляют собой ярусы из 80 арок. Верхний же, четвертый, решен в виде глухой стены.

Арена для состязаний являла собой громадную деревянную платформу, опиравшуюся на каменные стены и засыпанную 30 см. (1 римский фут) песка. Слово «арена» так и переводится с латыни – «песок». Она была поднята на высоту 4 м. над полом и окружена сплошной каменной стеной. Благодаря этому арена быстро наполнялась водой, что позволяло разыгрывать морские сражения с участием кораблей – навмахии.

Вопреки распространенному мнению Колизей был не самым большим римским стадионом. Под одним из центральных кварталов города погребены стены крупнейшего древнеримского амфитеатра Чирко Массимо. Этот цирк по своим размерам в три раза превосходил Колизей. На гигантских трибунах могли одновременно разместиться около 300 тыс. зрителей. В современном мире нет подобных стадионов. В эпоху Муссолини его даже предполагалось раскопать для организации в нем фашистских праздников и театрализованных представлений, но для этого пришлось бы снести несколько кварталов, имеющих историческую ценность. В дни торжественного открытия цирка император Тит устроил грандиозный праздник, продолжавшийся 100 дней кряду. Жители Рима наблюдали сражения людей с медведями и львами, бои слонов и носорогов, даже журавлей. Разумеется, проходили и поединки гладиаторов. В результате кровавых развлечений погибло свыше тысячи гладиаторов и 5 тыс. диких зверей. Была устроена и навмахия – бой с участием десятков небольших кораблей на заполненной водой арене.

Зверей на арену Колизея поднимали из вивария в клетках при помощи лифтов, которые приводили в движение рабы и ослы. На арене проводились столь любимые в Риме колесничные гонки, выступления бегунов и силачей, даже спектакли. Весьма популярными были бои между животными. Например, между стаей волков и крокодилом, белыми медведями и моржами и т. д. Однако в массовом сознании Колизей прочно связан с гладиаторскими боями.

Гладиаторы сражались и парами, и целыми отрядами, иногда по нескольку сотен и даже тысяч человек. Так, при императоре Траяне в течение 120 дней происходили бои хищников с людьми, и после этого в течение десяти лет запрещалось убивать львов в Африке – настолько сократилось поголовье берберских львов, обычно доставлявшихся для «увеселения римского народа». Количество же павших гладиаторов точно неизвестно: в тот момент римляне взяли огромное число пленных в Дакии, и на игрищах Траяна их погибло около 10 тыс. В один день 400 пленных гетулов сражались против 20 слонов, и, как свидетельствуют современники, симпатии публики были на стороне последних...

В гладиаторских боях участвовали и женщины, причем по большей части свободные. При Домициане появились особые подразделения гладиаторов-карликов, их сражения казались зрителям очень смешными.

Во II—III вв. цирковые зрелища становились все более жестокими. Например, на арену выпускали сотни юных обнаженных девушек, а затем травили собаками. На театрализованных представлениях порой актеров-рабов, изображавших Геракла или Иксиона, в финале сжигали живьем, а выступавшего в роли Икара сбрасывали с огромной высоты либо выстреливали из катапульты. Рассказывают, что один из посетивших представление в Колизее сарматских вождей, могучий старый воин, упал в обморок от увиденного.

Несколько раз амфитеатр горел, но лишь единожды – при Траяне пострадал так, что потребовался серьезный ремонт. Для реставрации цирка разобрали «морской амфитеатр» Домициана, созданный в свое время для навмахий. Именно при императоре Траяне (а не при Нероне, как принято считать) на арене Колизея начались казни христиан, и почти на два века обычным стал клич «Христиан ко львам!» («Christianos ad leones!»).

В 405 г. гладиаторские бои были запрещены указом императора-христианина Гонория как зрелище «нечестивое и беззаконное». Однако еще какое-то время в Колизее проводились колесничные гонки и звериные травли, когда животные сражались друг с другом. Даже падение Римской империи и утверждение власти вестготов не прекратили этой традиции. Лишь в VI в. Колизей опустел. Позднее его часто использовали под различные иные нужды.

При папе Ктименте XI (1700—1721 гг.) в Колизее устроили склад. В 1705 г. во время землетрясения часть амфитеатра, обращенная к Делийскому холму, рухнула, отчего он приобрел свой нынешний облик «чаши с отбитым краем». В эпоху Наполеоновских войн в нем обитал разный сброд — нищие, бродяги, дезертиры. После объединения Италии цирк взяли под охрану государства. Стремление многочисленных туристов отковыривать от стен камни на память заставило власти пойти на хитрость. Каждое утро к Колизею приезжает грузовик с «сувенирами», у стен и во внутренних помещениях разбрасываются камни, и к вечеру их растаскивают посетители. Иногда Колизей используется как место проведения театрализованных праздников и съемок фильмов.

Наибольший вред Колизею нанесли сами жители столицы. В Средние века они превратили его в своеобразную каменоломню, где добывали строительные материалы. Сорванные со стен мраморные плиты пережигали на известь, статуи растащили для украшения дворцов. Особенно в этом было замечено знатное семейство Барберини, за что и увековечено в поговорке: «То, что не успели разрушить варвары (барбари), растащили Барберини». Еще в XVII—XVIII вв. на новое строительство шли мраморные плиты из императорских гробниц. В подъездах домов, возведенных в XIX в., ставили подлинные бюсты императоров.

И, несмотря на все это, разрушить Колизей не смогли ни землетрясения, ни пожары, ни орды варваров, ни средневековые пушки. Неслучайно возникновение еще одной известной поговорки: «Когда рухнет Колизей, придет конец и Риму».

Комментарии

Аватар пользователя alisa
А еще по одной из версий, слово "колизей" происходит от искаженного в средние века латинского слова «сolosseum» (колоссальный).

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.