Китай: новый рекорд

Ци Байши - Орел на соснеВ конце мая этого года на старейшем аукционе Поднебесной China Guardian в Пекине был поставлен своеобразный ценовой рекорд: картина известного китайского художника и каллиграфа минувшего века Ци Байши (Qí Báishí) была продана за 65,5 млн. долларов (425,5 млн. юань). Не то, чтобы работы мастеров востока доселе таких высот не брали: напротив, совсем недавно, в году 2009 произведение каллиграфа династии Сун Хуана Тинцзяня (Huang Tingjian) было оценено ни много ни мало в 436,8 млн. юаней. Однако жил он в XI веке, так что знатной «наценкой за возраст» здесь никого и не удивишь. Для современной же китайской живописи это, надо сказать, достижение.

Работа Ци Байши под названием «Орел на сосне» («Долгая жизнь») написана была сравнительно недавно – в 1946 году для китайского лидера и борца за власть Чан Кайши (Цзян Цзеши). И являет она собой своеобразный триптих из трех великолепных свитков. На центральном, имеющем размеры метр на два с половиной, изображен орел, гордо восседающий на ветке сосны. С ним соседствуют два свитка изящнейшей каллиграфии, обрамляя и лаконично дополняя преисполненный величия и красоты поэтичный сюжет. Надпись, сделанная уверенными ударами кисти мастера, гласит: «Долгих лет жизни и мира во всем мире».

Примечательно, что Ци Байши не имел специального художественного образования, однако это не помешало ему создавать великолепные шедевры. А на склоне лет он занял ни много ни мало почетную должность профессора кафедры живописи в университете искусств в Пекине. Будучи выходцем из бедной крестьянской семьи, Ци Байши благодаря лишь своему таланту и любви к живописи и каллиграфии стал одним из наиболее почитаемых в Поднебесной мастеров современности. В последние годы жизни (а почил с миром он в свои бодрые 93 года) его «возвели в чин» первого председателя Союза китайских художников и присвоили титул «Великого художника китайского народа». В 1956 году художник был отмечен Международной премией Мира.

Ци Байши по праву признан непревзойденным мастером старинной и малоизвестной китайской техники «гохуа», которую можно охарактеризовать как гармоничное единство живописи, каллиграфии и стихов, как правило, написанных самим создателем картины. Кстати, понимая, что без стихов – никуда, Ци Байши в совершенстве постиг и искусство стихосложения. В своем творчестве он сумел также объединить древние национальные традиции техники «гохуа» с особыми художественными приемами, благодаря чему его произведения обрели новое свежее звучание – так зародилась «новая гохуа». Он создавал великолепные произведения, на которых в основном изображал насекомых, птиц, цветы и травы. Но, бесспорно, вершины своего мастерства художник достиг в изображении креветок, характер поведения которых пытался постичь десятилетиями. Серьезнейшим образом он относился к созерцанию и изучению изображаемого им предмета. Поэтому мог часами-днями-неделями изучать повадки героев своих будущих картин. Восток – дело тонкое…

В последние годы произведения этого великого китайского художника-самоучки стали весьма популярными. Еще в 2009 году его работы пошли с молотка за 70 миллионов долларов, уступив лишь результатам аукционых титанов Пабло Пикассо и Энди Уорхола. В 2010 году король поп-арта Энди Уорхола уступил почетное второе место малоизвестному доселе в Европе китайцу. К слову сказать, сам Пиассо некогда черпал вдохновение в творчестве Ци Байши, восторгался его работами, назвав художника величайшим мастером, а произведения его – подлинными шедеврами. Забавный факт: Пикассо побаивался ехать в Китай и встретиться там со своим кумиром. Нынче Ци Байши является наиболее влиятельным художником в современной и новейшей истории искусства Китая.

Работа «Орел на сосне», ушедшая с молотка за столь высокую цену, отмечает начало новой эры для рынка не только современного искусства Китая, но и всего мира. Стоит отметить, что за последние годы резко взлетели цены на произведения искусства мастеров Поднебесной. Это обусловлено экономическим бумом в стране и все более растущим количеством сверхбогатых мира сего, а также завидным арт-патриотизмом китайских ценителей искусства.

Арт-рынок Поднебесной развивается прямо-таки стахановскими темпами, и, что примечательно, китайские произведения искусства обретают все большую популярность и за пределами самого Китая, а цены на них неустанно растут. Однако и здесь не обходится без ложки дегтя в этой многомиллионной бочке меда. Не успели китайцы нарадоваться всласть едва появившейся на туманном горизонте возможности выхода на докризисный уровень, как им уже прочат очередной финансовый пузырь. И не без оснований, ведь подобные вышеописанному ценовые рекорды зачастую и являются верными предшественниками событий куда менее радостных.

Яна Полукорд

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.