Киноитоги-2012 (зарубежное кино)

Фильмы 2012 годаКинематографические итоги 2012 года вполне предсказуемы: самыми кассовыми фильмами по-прежнему становятся блокбастеры, а российский кинопрокат продолжает жаловаться на засилье «джеймсов бондов» и «хоббитов».

Среди лидеров голливудской «кассы» расположились сразу несколько фильмов о супергероях: «Мстители», «Темный рыцарь: Возрождение легенды», «Новый Человек–паук». Несмотря на сомнительную культурную ценность данных картин, они были обречены на успех по ряду причин:

  • Популярные герои. В случае с «Мстителями» это заслуга Вселенной Marvel (по суперизвестным американским комиксам), а в «Темном рыцаре» и «Новом Человеке-пауке» эксплуатация уже известных супергероев.
  • Фильм-действие. Почитайте рецензии на эти три фильма. В каждой из них слово «экшн» прозвучит, как большой комплимент, так как экшн = зрелищность. Ведь на современном этапе развития киноиндустрии (примеч. голливудской) максимальная концентрация событий на минуту экранного времени считается одной из основных целей. Это не дает зрителю отвлечься, «приковывает» его к экрану и не утруждает мыслительным процессом. По сути, этот эффект мы можем наблюдать, если посадим младенца около телевизора. Мелькающая картинка удерживает внимание.
  • Спецэффекты. Именно поэтому вместе с действием создателям фильмов так часто хочется наполнить его невероятными взрывами, погонями и яркими красками. Никто не спорит, что компьютерная графика полезна и прекрасна в умелых руках, но когда ее слишком много, невольно опасаешься за то, что это мелькание может вызвать у кого-нибудь приступы эпилепсии... Автор статьи честно сходил летом в кино на «Мстителей», и даже послушал «матчасть» от поклонников фильма. Первое, что шокировало меня, как филолога, имеющего трепетную любовь к скандинавской мифологии, это появление модельных трицепцов Тора. Но если еще можно было представить такой вариант представления скандинавского божества, то сюжет фильма, где Тор вместе с Капитаном Америка, Железным Человеком, Невероятным Халком и прочими спасает человечество от порабощения, заставил изрядно потрудиться над извлечением смысла. Он слишком умело был скрыт за обилием спецэффектов. Фильм «Мстители» ознаменовался для меня тем, что это был первый фильм, который заставил меня уснуть. В кинотеатре.

Наряду со звездным подбором актеров и созданием сексуальных образов (для включения в «кассу» женской аудитории) эти причины позволили лентам «Мстители», «Темный рыцарь: Возрождение легенды», «Новый Человек-паук» стать самыми популярными фильмами уходящего года.

Другой тенденцией 2012 года можно выделить внимание к приквелам, ремейкам и продолжениям фильмов, некогда имевших успех. Это еще одна формула популярности, хорошо усвоенная Голливудом. Именно это помогло фильмам «007: Координаты «Скайфолл» и «Люди в черном 3» войти в десятку самых успешных кинопроектов года.

Продолжение так называемой «вампирской саги» взбудоражило умы впечатлительных подростков и молодых девушек, падких на романтические истории. Эта многочисленная адресная аудитория и составила довольно масштабный кассовый сбор фильма «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2».

Экранизации бестселлеров по-прежнему занимают важное место в киноиндустрии. Долгожданными киноверсиями литературных источников этого года стали фильмы «Хоббит: Нежданное путешествие» по повести Дж. Р. Р. Толкиена и «Голодные игры» по одноименному роману Сьюзен Коллинз. Стоит отметить все то же стремление к разделению кинопроектов на несколько частей. Так книгу «Хоббит, или Туда и Обратно» решили снимать в 3 части, а третья книга цикла «Голодные игры» будет поделена на два фильма. 

Не отстают в прокате и анимационные семейные фильмы, самыми посещаемыми из которых в 2012 году стали «Ледниковый период 4: Континентальный дрейф», «Мадагаскар 3», «Храбрая сердцем» и «Монстры на каникулах».

К счастью, кинематографические итоги можно оценить не только исходя из кассовых сборов. Начало 2012 года запомнилось любителям кино по триумфу французской ленты «Артист». Этот фильм взял сразу несколько «Оскаров» в номинациях за «Лучший фильм», «Лучший режиссер» (Мишель Хазанавичус), «Лучший исполнитель главной роли» (Жан Дюжарден), «Лучший дизайн костюма» и «Лучшее звуковое сопровождение».

Золотая пальмовая ветвь в 2012 году досталась трогательному фильму «Любовь» режиссера Михаэля Ханеке, который рассказал о старичке, продолжающем заботиться о своей любимой женщине даже после того, как ее жизнь начинает угасать. Фильм завоевал высокие оценки зарубежных и отечественных кинокритиков, а также победил в номинациях Лучшая мужская роль, Лучшая женская роль, Лучший режиссер по версии Европейской киноакадемии.

Берлинский кинофестиваль особенно отметил итальянский фильм «Цезарь должен умереть» режиссеров Паоло Тавиани и Витторио Тавиани. Фильм повествует об удивительных преображениях заключенных римской тюрьмы строгого режима «Ребибия», которые поставили пьесу Шекспира «Юлий Цезарь».

Другим авторским фильмом, оставившим след в этом году стала интересная и тонкая картина «В доме» известного французского режиссера Франсуа Озона.

Составители кинорейтингов уходящего года как запоминающиеся событие отдельно выделяют постмодернистский фильм с причудливым названием «Корпорация «Святые моторы», который снял, если верить их словам, чуть ли не самый загадочный режиссер планеты – Леос Каракс.

Многим зрителям в этом году запомнилось возвращение режиссеров Энди и Ланы Вачовски, а также Тома Тыквера с необычной лентой «Облачный атлас», оторвавшей нас от обыденной реальности и погрузившей своими сюжетными коллизиями в глубину философской мысли.

В завершение этого небольшого обзора, который вовсе не претендует на исчерпанность темы, мне бы хотелось отметить один фильм, который вышел в российский прокат в марте 2012 года. Это картина «Нежность» с Одри Тоту. Пожалуй, эту ленту можно назвать самым лиричным фильмом этого года, не лишенным глубины, тонкой жизненной иронии и добрых человеческих чувств. Кроме того, этот фильм далек от шаблонов и обязательно удивит зрителя.

На этой светлой ноте и завершим небольшой кинообзор итогов 2012 года в зарубежном кино.

Ксюша Флегонтова-Семенченко

Комментарии

Ну вот, сняли-таки "Голодные Игры"... Начинать смотреть как-то жутковато - очень жесткая вещь для кино. Остается надеяться, что американцы не ударятся в смакование кровавых деталей.
Аватар пользователя homutovsky

 вот и проверим :)

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.