Храмы Эллоры

Храмы ЭллорыПримерно в 100 км от Аджанты, в штате Махараштра, находится уникальный храмовый комплекс Эллора. Он протянулся с севера на юг более чем на 1,5 км и включает 33 пещерных храма, высеченных в хребте Санхиядри, и храм Кайласанатха, вырубленный из скального монолита. Святилища Эллоры неизменно вызывают восхищение тем, как виртуозно индийские мастера обращались с камнем. Как пещерная, так и скальная архитектура этого комплекса непосредственным образом связана с природой: она словно рождается из глубин земли, гармонируя со всем окружающим.

Храмовый комплекс создали в период с V по VIII в. по повелению правителей из династии Раштракутов. Храмы строились вблизи от Эллоры, тогдашней столицы, в той части скал, где издавна находились места паломничества, чтимые буддистами, джайнами и индуистами, а в начале VII в. располагался небольшой пещерный храм Шивы, Создание комплекса обычно приписывают Кришна-радже I (757-772 гг.) на том основании, что в одной из пещер обнаружили соответствующую надпись и медную пластинку, гласящую, что именно он велел создать на горе «храм чудесного облика». В действительности же работы велись по меньшей мере ещё при трех поколениях Раштракутов, раджах Дхруве, Говинде III и Амогхаварше, находившихся у власти с 780 по 880 г.

Традиции пещерного зодчества, распространявшиеся в Индии со II в. до н. э., насчитывали к этому времени несколько веков развития. Оно совпало с расцветом буддизма, при котором пещерный храм стал обычен (к началу Средневековья их высекли уже несколько тысяч). В Эллоре, как и Аджанте, – одни из самых знаменитых храмов, но если Аджанта прославилась прежде всего своей замечательной живописью, то Эллора – не менее замечательной скульптурой. Ее храмы – настоящая сокровищница индийской пластики, в прекрасных образцах которой запечатлены вечные индийские мифы. Одиночные изображения и многофигурные композиции богов и мифических персонажей даже и теперь, покалеченные временем и варварской рукой, не утратили былой выразительности и гармоничности. Кажется, будто они наполняют волшебной жизнью опустевшие залы. Во многом это происходит благодаря излюбленному в индийском зодчестве приему игры света и тени, когда свет через оконные проемы попадает в пещерные храмы рассеянным и преломленным.

Одно из самых крупных и интересных в архитектурном отношении сооружений Эллоры – буддийский храм Тин-Тхал со строгим, величественным фасадом, красота которого особенно чарующа со стороны внутреннего дворика. Строение имеет три этажа, что в пещерной архитектуре встречается весьма редко. Площадь каждого этажа примерно 800 кв. м. На первом расположены многоколонный зал с центральным святилищем и небольшие святилища по бокам. На втором также есть святилище, в нише, и, кроме того, великолепная галерея с рельефными изображениями, которые языком пластики повествуют о жизни Будды и его учении. Третий этаж предназначался для проживания монахов, и потому три его стороны заняты маленькими кельями.

Святилища Эллоры появились в то время, когда пещерное зодчество, достигнув вершины развития, клонилось к закату, что было вызвано распадом крупных империй и перемещением буддизма за пределы Индии. К этому моменту храмы уже мало напоминали свои древние буддийские прообразы, в основе которых лежали идеи отрешенности и созерцательности, характерные для жизни отшельников. Новые принципы и каноны, связанные прежде всего с индуизмом, сближали богов и людей, и потому храмы, воплощавшие древний мифический образ мировой горы, становились центром, где сходились надземные, земные и подземные сферы. Они заставляют задуматься о глубоком внимании к проблемам человеческой жизни в индийских религиях.

Еще обширнее индуистский храм Дасаватар, посвященный десяти аватарам (нисхождениям на землю) Вишну, одного из главных индуистских божеств. Площадь второго этажа здесь достигает 928 кв. м. Подобное увеличение размеров пещерных храмов являлось новшеством для того времени: площадь самого крупного пещерного храма древности в Карли (I в. до н. э.) едва превышает 500 кв. м.

В джайнском храме Индра Сабха, пожалуй, более всего впечатляют мощные столбы, поддерживающие потолочные перекрытия. Высокие, квадратные в сечении, они словно покоятся на пьедесталах, покрытых изящным рисунком, так что кажется, будто из вазы с растениями вырастает ствол, который завершается округлой капителью. Стены этого двухэтажного храма украшают скульптуры тиртханкаров (санскр. «создавших переправу») – вероучителей и проповедников джайнизма; он богато украшен резьбой и лепниной.

Но истинным шедевром мирового значения считается храм Кайласанатха (Владыка Кайласа), высеченный из монолитной скалы и символизирующий священную гору Кайлас, гималайскую обитель Шивы, еще одного важнейшего индуистского бога. Изображения Шивы, танцующего и своими танцами приводящего в движение всю Вселенную, французский скульптор Огюст Роден назвал «самым замечательным в мире изображением ритмического движения».

Грандиозный храм Кайласанатха, неповторимый по выразительности и сказочный по богатству оформления, хранил главный символ бога – сваямбху-лингам, фаллический знак Шивы, демонстрирующий его животворную энергию. На плоской крыше храма Кайласанатха высечен огромный лотос с двумя рядами лепестков и фигурами львов. Символика лотоса сложна и многообразна; здесь он, скорее всего, передает древний космогонический образ творящего лона. Львы же, по-видимому, отсылают к сложному образу Шива-Шакти или андрогинному Шиве-Ардханари как репрезентации Абсолюта через женско-мужскую пару противоположностей.

Созданный в VIII в., этот совершенный по формам храм весьма своеобразен по технике строительства. В пологом склоне горы строители вырубили траншею в виде буквы П, окружившую монолитную глыбу, а затем изваяли из нее храм, как гигантскую статую. Длина выемки составила 87 м, ширина – 46,9 м. Наружные размеры собственно храма – 61x33,2 м, ширина всего комплекса вместе с боковыми пещерами превышает 90 м, а максимальная высота храма – 29 м. Он почти равен Парфенону по площади и в 1,5 раза выше его. Здание высекали сверху вниз одновременно со скульптурным декором сложных и изысканных форм, так что храм как бы стоит на дне огромного котлована. Создатели Кайласанатхи следовали древним строительным трактатам, в которых пропорции и соотношения частей здания по высоте вычислены до мельчайших значений.

Храм состоит из маленького павильона для священного быка Нанди – «транспортного средства» Шивы, куда попадают от ворот по высокому цоколю, и собственно храмовой части, где по одной оси расположены зал для молящихся – мандапам и главное святилище – гарбха-гриха). В полумраке зала заметны сохранившиеся рельефы и росписи разных времён, а также изображение танцующего Шивы на потолке. Увидеть храм снаружи, можно лишь обойдя его по часовой стрелке по двору, опоясанному пещерами.

Величественный храм Кайласанатха выглядит как творение природы, а не рук человека. Вероятно, и зодчий, создавший это чудо, был немало удивлен и потому воскликнул: «Я сам не понимаю, как это случилось, что я смог построить его!». Так свидетельствует сохранившаяся надпись в одной из пещер Эллоры. Историки культуры считают храм одним из самых уникальных произведений искусства, созданных в Индии.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.