Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут. ЕгипетВ Арабской Республике Египет, в местечке Дейр-эль-Бахри расположен знаменитый заупокойный храм царицы Хатшепсут, женщины-фараона из XVIII династии, правившей в 1525-1503 гг. до н. э. Его архитектура, история и внешний облик столь же необычны, как и само появление среди владык Древнего Египта правительницы-женщины. За три тысячелетия истории Египта женщин-фараонов, помимо Хатшепсут, было еще три: Тетишери, Аххо-теп II, Яхмос-Нефертари. Но Хатшепсут оказалась среди них самой талантливой и известной.

Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут являлась сводной сестрой и великой супругой Тутмоса II. Этот царь правил недолго и умер, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от одной из младших жен. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут назначили регентом. Однако вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта, приняв титул Джесер-джесеру – Наивеличайший из Наивеличайших. 15 лет правления Хатшепсут стали одной из ярчайших страниц истории XVIII династии. При ней велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на девятом году правления она осуществила экспедицию в Пунт (земли Восточной Африки) за красным деревом. Настоящий же памятник ее эпохи – гробница в Дейр-эль-Бахри.

Великая стройка храма началась примерно в 1518 г. до н. э. и продолжалась почти 15 лет. Храм возводился под руководством выдающегося зодчего жреца Сененмута, Верховного распорядителя Амона, фаворита и придворного архитектора Хатшепсут. Удачен оказался и выбор места. Храм располагался в долине, которая считалась священной уже более пяти веков и была посвящена Исиде, божественной супруге Осириса, правившего загробным миром. Недалеко от него, но по другую сторону горы, в Долине царей, и выстроили гробницу для Хатшепсут.

Оригинальное сооружение Сененмута не имеет аналогов в древнеегипетской архитектуре. Вместо традиционных массивных пилонов и мрачных, затененных залов – три открытые террасы, поднимающиеся друг над другом по склону горы. Эти террасы служили местом захоронения жрецов Амона. От гробницы начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов Дорога процессий. Она вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, а по бокам – двумя колоссальными статуями царицы. Сейчас это место именуется портиком Обелисков, поскольку его барельефы иллюстрировали перевозку двух высоких гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в Карнакском храме. В северной части размещался портик Охоты, украшенный сценами ритуальной охоты и рыболовства.

По сторонам от портиков находятся небольшие святилища бога Анубиса и богини Хатхор. Оба состоят из 12-колонных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скального массива. Колонны святилища Хатхор украшены капителями в виде лица богини, а на стенах изображена сидящая фигура супруга царицы Тутмоса II, руку которого лижет корова – священное животное Хатхор.

С внешнего двора наклонный пандус вел на крышу первой колоннады. Она являлась одновременно и внутренним двором. Далее еще одна лестница вела на крышу второй колоннады. В ее глубине находилось святилище бога Амона. От первого двора ко второму и к верхней террасе уходили два последовательных пандуса, ограниченные с запада портиками. Перила пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма, были украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по перилам. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта богиню Уаджет, помещено изображение Гора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Композиция южного портика второго яруса повествовала об экспедиции в царство Пунт, прославившее царицу. Художники запечатлели египетский флот, особенности ландшафта Восточной Африки с лесами благовонных деревьев. Здесь же представлены царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут: драгоценную древесину, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.

Отстранив от правления Тутмоса III, Хатшепсут не могла лишний раз не подчеркнуть свое священное право на власть. Потому главным сюжетом рельефов северного портика была история божественного рождения Хатшепсут. По официальной легенде, зафиксированной в росписях, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут – Тутмоса I и вошел в покои ее матери Яхмес. Завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.

Хатшепсут так и не сумела преодолеть традицию, согласно которой фараоном мог быть только мужчина. Это проявилось в иконографии царицы, изображавшейся в мужском облачении и с накладной бородой. Каждая из колонн портиков украшена статуей царицы в образе Осириса с длинной бородой, в белом одеянии и со скрещенными на груди руками, в которых она держит царские скипетры.

Создатель храма Сененмут не смог удержаться, чтобы не прославить и свое имя. Его изображения встречаются в Дейр-эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми распахивающейся дверью. Кроме того, на территории первой террасы Сененмут начал строительство гробницы для себя, чтобы и после смерти находиться поближе к собственному творению. Ученым неизвестна причина, по которой к концу работ Сененмут попал в опалу. Гробница зодчего так и осталась незаконченной, а все его имена на стенах тщательно уничтожены.

Созданное архитектором творение и сейчас кажется образцом совершенства, олицетворением вечных канонов красоты. Впрочем, Сененмут лишь развил в нем идеи предшественников. Так, слева от храма Хатшепсут обнаружены руины поминального комплекса фараона Ментухотепа II (2055-2004 гг. до н. э.): это сооружение имело сходную архитектуру.

В греко-римское время в святилище Дейр-эль-Бахри рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Xaпу. Надежда избавиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей. Стены храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами о помощи.

В период раннего христианства храм Хатшепсут стал коптской церковью, а позже, примерно в VII в. пришел в упадок и полностью разрушился.

В 1891 г. англичанин Навилль раскопал его и первым начал разрабатывать планы реконструкции. Позже раскопки продолжили известные египтологи Уинлок и Барэз. Многие фрагменты скульптуры и рельефов оказались за пределами Египта.

В 1961 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер поручил реставраторам из Польского национального центра средиземноморской археологии восстановление храма Хатшепсут. Год за годом ученые собирали по крупицам информацию и воссоздавали рельефы, статуи, архитектурные элементы. К началу 70-х гг. XX в. эта кропотливая работа вернула памятнику его первозданный вид.

Слава Хатшепсут оказалась недолгой, вскоре после завершения строительства, в 1503 г. до н. э., ее имя исчезает со страниц египетской истории. Естественная смерть или дворцовый переворот были тому причиной – остается тайной. Пришедший к власти Тутмос III повелел переписать хроники, имя царицы заменили на его собственное или имена предшественников. Все деяния и памятники царицы отныне приписывались лично ему. И тем не менее ее храм до сих пор являлся важнейшим культовым центром Египта.

Комментарии

Аватар пользователя Михаил Боков

Был там три раза, на фото храм выглядит гораздо привлекательнее, чем в реальности. Вот на противоположном берегу Нила - там действительно шедевры зодчества: Луксорский храм и Карнак.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.