Итоги года для русского кино: фильмы есть – зрителя нет

Итоги года для русского киноПодводить итоги года в российском кинематографе не так просто, потому что необходимо заранее быть готовым к неутешительным выводам. Многие критики и именитые деятели кино постоянно задаются вопросом – есть ли русское кино? Устраивают дискуссии, подписывают коллективные письма. В итоге все-таки было решено, что русское кино есть. Фильмы есть – зрителя нет. Русский зритель больше не верит в «наше» кино – «Яйца судьбы» и «Гитлер капут» исчерпали лимит доверия.

В 2012 году российские фильмы пришли посмотреть только 26 миллионов зрителей, что на 9% меньше, чем годом раньше. Без выраженного энтузиазма публика посетила кино, рассчитанное на массового зрителя: «Ржевский против Наполеона», «Тот еще Карлосон!», «Джунгли», «Zолушка», «Соловей-Разбойник». Традиционным коммерческим ходом было выпустить несколько фильмов для увеселительного времяпрепровождения к праздникам: «Мамы», «8 первых свиданий», «С новым годом, мамы!», «Дублер». Кроме того, русский кинематограф продолжает будоражить публику ремейками советской «нетленки». В этом году покусились на фильм «Джентльмены удачи» из которого в результате нехитрых пунктуационных экспериментов получилось кино под названием «Джентльмены, удачи!». В 2012 году также вышло продолжение мультфильмов о богатырях русских – «Три богатыря на дальних берегах». Однако кассового провала удалось избежать только ленте «ДухLess», снятой по одноименному коммерческому проекту «Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке». Надо полагать, помимо псевдоинтеллектуальной идеи, фильм заинтересовал аудиторию подробностями гламурной жизни и модельным профилем главного героя.

В 2012 году у нескольких русских фильмов из категории неизвестного авторского, но талантливого кино, получилось попасть в большую фестивальную тройку. Однако ни в Каннах, ни в Берлине, ни в Венеции взять награду нам не удалось. Единственным результатом для наших соотечественников на престижных кинофестивалях стала неожиданная победа короткометражного фильма «Дорога на» выпускницы ВГИКа Таисии Игуменцевой в конкурсе короткометражных работ «Cinefondation» Каннского фестиваля.

Стоит отметить, что в минувшем году все-таки вышел ряд заслуживающих внимания русских фильмов, большинство из которых не имеет широкую известность. Такими фильмами можно назвать ленты «Я буду рядом» Павла Руминова, «Кококо» Авдотьи Смирновой, «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова, «Фауст» Александра Сокурова, «Искупление» Александра Прошкина, «Антон тут рядом» Любови Аркус, «В тумане» Сергея Лозницы, «Орда» Андрея Прошкина, «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой, «Белый тигр» Карена Шахназарова, «Жить» Василия Сигарева, «Шпион» Алексея Андрианова. Неожиданно список рекомендованных к просмотру русских фильмов этого года получился довольно разнообразным.

Одними из самых ожидаемых новинок русского кино в 2013 году стали фильм-катастрофа «Метро» и анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза». Картина «Метро» является экранизацией популярной в России фантастической книги Дмитрия Сафонова. Анимационная лента «Ку! Кин-дза-дза» представляет собой переосмысление фантастико-сатирической комедии «Кин-дза-дза!», снятой в 1996 году. Оба фильма выходят на экраны зимой этого года. Надеемся, что 2013 год станет для русского кино более плодотворным.

Ксюша Флегонтова-Семенченко

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.