Дзеффирелли, Франко (Franco Zeffirelli)

Франко ДзеффиреллиФранко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli, настоящее имя Джанфранко Корси) – итальянский режиссер, драматург, сценарист, продюсер и художник, имеющий мировую известность.

Дзеффирелли посчастливилось иметь невероятную судьбу, перипетии которой могли бы и сами лечь в основу не одного фильма. За свою жизнь он успел пережить годы войны, состояться в сфере искусства, познакомиться с такими людьми, как Коко Шанель и Мария Каллас. Франко Дзеффирелли вызывает уважение благородством и искренним обаянием. «Я человек, который не продавал свою душу за успех», – говорит он в одном из своих интервью.

Будущий режиссер родился во Флоренции в 1923 году. Имея склонность к искусству, он поступил во флорентийский университет и проучился там до 1945 года – мирную жизнь прервала война. Дзеффирелли отказался иди в армию Муссолини и ушел в горы с партизанами. Он воевал около полутора лет. После этих событий Дзеффирелли перебрался в Рим, где стал работать актером и театральным художником. Как и в судьбах других известных творцов, решающей в его жизни оказалась встреча. Он познакомился с режиссером Лукино Висконти, который дал ему роль в своем фильме «Преступление и наказание», после чего Дзеффирелли стал его ассистентом и художником. Позже он назовет Висконти своим учителем.

Работая в кино, Дзеффирелли не оставлял театр. Первый успех он познал именно там. Его работа в театре поначалу ограничивалась созданием декораций и костюмов для спектаклей, которые ставил Висконти: «Трамвай, называемый «Желание» Теннесси Уильямса и «Три сестры» А. П. Чехова. Оформительские способности Дзеффирелли оценили, и театр Ла Скала предложил ему принять участие в создании декораций для «Золушки» Россини. Однако Дзеффирелли не спешил соглашаться и выдвинул условие, что займется этим проектом только, если ему поручат и режиссуру. Спектакль под его руководством прошел триумфально.

После этого к молодому режиссеру приковано внимание зрителей. Его постановки опер «Турок в Италии», «Паяцы», «Сельская честь», «Лючия де Ламермур», «Норма» и «Тоска» имели успех. Театр оказал большое влияние на Дзеффирелли-кинематографиста, определил его стиль. «Театр дает режиссеру знания, широкую профессиональную платформу. Кино началось с театра и многое берет из него», – утверждает режиссер.

В 1957 году Дзефирелли решается попробовать себя в кино. Его дебютом стала комедия «Кемпинг». После этого он приготовился явить миру свою кинотрактовку бессмертной классики. В мировой критике Дзеффирелли получил титул режиссера-шекспироведа. В театре он ставил «Отелло», «Гамлета», «Много шума из ничего» и «Ромео и Джульетту». В кино он работал над «Укрощением строптивой» и получил высокую оценку критиков, но сам решил, что фильм получился театральным.

Кино «в чистом виде» у Дзеффирелли получается в фильме «Ромео и Джульетта». Эта лента принесла ему всеобщую известность, получила две премии «Оскар», три премии «Золотой Глобус», другие ценные награды и вошла в классику мирового кинематографа. Объясняя выбор трагедии Шекспира, как основы для своего фильма, режиссер утверждает, что все проблемы, затронутые в пьесе ничуть не потеряли своей актуальности. «Я взял ту же ситуацию, ту же старую историю и экранизировал ее, используя шекспировский диалог, потому что это лучший диалог, который когда-либо был написан», – рассказывает Дзеффирелли.

После Шекспира режиссер обращается к религиозной теме и снимает трогательный фильм «Брат Солнце, сестра Луна», посвященный судьбе Франциска Ассизского, а потом «Иисус из Назарета», имевший успех в кинопрокате.

В конце 70-х и в течении 80-х у Дзеффирелли вышло несколько фильмов на современные темы: «Чемпион», «Бесконечная любовь» и др. К Шекспиру он вернется позже с фильмом «Гамлет», в котором Мел Гибсон сыграл главную роль.

Одной из лучших экранизаций знаменитого романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» считается именно фильм Дзеффирелли, снятый в 90-е годы. Экранизация получила одобрение критиков.

Среди последних работ Дзеффирелли 2 интересных фильма: «Чай с Муссолини», где режиссер в качестве материала использует живые воспоминания из собственной биографии, и «Каллас навсегда», где роль легендарной греческой певицы досталась Фанни Ардан.

Совсем скоро Франко Дзеффирелли исполнится 90 лет, и его можно смело ставить в пример многим молодым режиссерам, которые начинают свой  кинематографический путь именно с классики. Хотя Дзеффирелли предупреждает, что сейчас сделать фильм такого качества будет сложно, потому что понятие «эпическое кино», по его мнению, утрачено, а многие современные режиссеры «ограничиваются съемками очень дорогой дряни, целиком основанной на спецэффектах». Однако попробовать обязательно стоит.

Фильмография

  1. Кемпинг / Camping (1957) 
  2. Укрощение строптивой / The Taming Of The Shrew (1967) 
  3. Ромео и Джульетта / Romeo and Juliet (1968)
  4. Брат Солнце, сестра Луна / Brother Sun, Sister Moon (1972)
  5. Иисус из Назарета / Jesus of Nazareth (1977)
  6. Чемпион / The Champ (1979) 
  7. Бесконечная любовь / Endless Love (1981)
  8. Богема / Bogema (1981)
  9. Паяцы / итал. Pagliacci (1982)
  10. Сельская честь / Cavalleria rusticana (1982)
  11. Травиата / итал. La Traviata (1983)
  12. Отелло / Otello (1986)
  13. Молодой Тосканини / Il giovane Toscanini (1988)
  14. Гамлет / Hamlet (1990)
  15. Воробей / Sparrow (1993)
  16. Джейн Эйр / Jane Eyre (1996)
  17. Чай с Муссолини / Tea With Mussolini (1999)
  18. Каллас навсегда / Callas Forever (2002)


© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.