Borromini, Francesco (Франческо Борромини)
Итальянский архитектор эпохи раннего барокко Франческо Борромини (итал. Francesco Borromini) – его настоящее имя Франческо Кастелли (итал. Francesco Castelli) – родился 25 сентября 1599 года в Ломбардии.
Будучи сыном каменотеса, он и сам учился этому ремеслу в Милане, а позднее работал каменщиком на строительстве собора Святого Петра в Риме. Это он считал своим призванием в течение многих лет, однако позднее, будучи почти самоучкой, освоил профессию архитектора. Творчество Франческо Борромини отмечено незаурядной изобретательностью, он и доселе слывет одним из наиболее радикальных представителей раннего барокко.
Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. И действительно, характерным для Франческо стало обилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, тончайший и часто прихотливый узор декора. Его коньком была сложнейшая головокружительная планировка интерьеров, неизменно тщательнейшая проработка деталей. Он избегал прямых линий так же, как и благородных материалов, предпочитая дорогому мрамору гипс, кирпич и штукатурку. Обделенные античным величием, невероятно теплые и податливые, они были идеальны для причудливых задумок художника.
Избегая больших объемов, он старался скорее сузить, замкнуть пространство, чем расширить и продлить его. Борромини мало влекло к градостроительству, он скорее жаждал воплощения своих идей в отдельных проектах зданий, безусловно, ярких, самобытных, как и все творчество художника, как его видение мира и человека в нем. Очевидно, им руководило неодолимое стремление к индивидуализации всякой архитектурной разработки, начиная от общего композиционного замысла и заканчивая деталями декора.
Однако, как и большинство гениев, чьи идеи опережают время, его труды ничем не были вознаграждены, как чрезмерно эксцентричные, нарочито индивидуализированные. Он не шел в ногу со временем, он был вне его и почти с самого начала своей деятельности подвергался жесткой критике за то, что позволял себе слишком много вольностей в архитектуре.
Весь творческий путь Борромини являлся также и полем битвы с не менее талантливым и, увы, надо признать, более удачливым соперником. Им был Джан Лоренцо Бернини, потомственный архитектор, скульптор, инженер-фонтанщик, а также любимец двух пап – Урбана VIII Барберини и Александра VII Киджи. Конкуренты отчаянно ненавидели друг друга, расставляя друг другу капканы и потешаясь над неудачами соперника. А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим. Однако, этот бой, длившийся десятилетиями и, несомненно, являющийся судьбоносным для обоих художников, был выигран более влиятельным Джаном Лоренцо Бернини, хитрым лисом и любимцем папского двора.
Характер у Борромини был резкий, прямой и неистовый. В состоянии глубокого внутреннего кризиса, с горьким чувством ставя себя вне истории, а искусство – над временем, он сжег все свои рукописи и чертежи так и не рожденных зданий. А затем он покончил с собой 2 августа 1667 года.
Основные работы
- Сант-Андреа-делла-Валле (Sant’Andrea della Valle), 1622
- Палаццо Барберини (Palazzo Barberini), 1629-1631
- Собор Святого Петра (San Pietro) (Ватикан), 1631-1633
- Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane), 1634-1637
- Oratorio de San Felipe Neri, 1637
- Chiesa di Santa Lucia in Selci, 1637-1638
- Sant’Ivo della Sapienza, 1642-1660
- Palazzo Pamphili, 1645-1650
- Colegio de Propaganda Fide, 1646-1667
- Собор Святого Иоанна Латеранского (San Giovanni in Laterano), (реконструкция), 1647-1650
- Chiesa di Santa Maria dei Sette Dolori, до 1655
- Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant’Agnese in Agone), 1653-1657
- Сант-Андреа-делле-Фратте (Sant’Andrea delle Fratte), 1653-1665
- Сан-Джованни-деи-Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini), 1667
Яна Полукорд
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь