Феликс и Мейра / Félix et Meira (2014)
В бесприютно-холодном заснеженном канадском городке живет Мейра – молодая девушка с лицом, тронутым трагической бледностью, и большими глазами, исполненными тоски. Мейра часть ортодоксальной еврейской общины, которая заранее определила, какой будет ее жизнь. Главная героиня фильма «Феликс и Мейра» подчиняется правилам, но сквозь восковую фигурку «правильной женщины» проступает жизнь. Мейра оживает, когда слушает запрещенную музыку и рисует, однако всякое проявление индивидуальности в ее семье и общине жестоко подавляется под предлогом долга.
В этом же городе живет Феликс – безработный гуляка, только что получивший приличное наследство. После смерти отца Феликс задумывается о своей жизни и впадает в мрачное расположение духа. В поисках ответов на вопросы он обращается к Мейре, встретившейся ему на улице. Вопреки ожиданиям зрителя, на протяжении последующих роковых встреч Мейра не дает Феликсу ответов, но протягивает руку помощи. «Феликс и Мейра» в целом удивительно «молчаливый» фильм. Режиссер Максим Жиру словно отказывается от диалогов вовсе, предоставляя возможность высказаться долгим выразительным взглядам. Поэтому в большинстве случаев зритель вынужден строить догадки, что герои думают и что хотели бы сказать. Тем самым режиссер словно намечает пунктир, по которому зритель должен самостоятельно воссоздать полную картину.
Итак, Феликс открывает Мейре дверь в тот мир, в который она хочет, но очень боится погрузиться. Учение, разговоры о долге и позоре не могут бороться с естеством, если в человеке больше жизни, нежели догматического устава. Ввязавшись в борьбу, девушка черпает силы из своего твердого желания начать жить.
За трагедией личности Мейры скрывается драматическая фигура ее мужа. Человек, довольствующийся отведенной ему ролью, не понимает что за болезнь постигла его жену. Это не тиран, но жертва системы. Не зря особенно сильна сцена, где муж Мейры приходит к Феликсу для мужского разговора. Он не пытается обличить его и не произносит слова, которыми ортодоксальные евреи щедро потчуют людей, хоть немного от них отличающихся. Движимый любовью, он просит Феликса уберечь Мейру от зла, если она сделает свой выбор и покинет семью.
В некоторых фрагментах фильма культурологические аспекты, касающиеся жизни и быта ортодоксов, становятся интереснее неспешного безмолвного сюжета. Сам же этический конфликт «Феликса и Мейры» оставляет горькое послевкусие. Пунктир Максима Жиру обрывается, так и не превратившись в линию.
Ксюша Флегонтова-Семенченко
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь