Экуменизм

Экуменизм

Начало XX века для христианского мира отмечено весьма необычным, но прогрессивным в духовном пространстве явлением. Призыв ко всеобщему единению, получивший определение экуменизм (греч. οἰκουμένη – населенная человеком часть земли), зиждется на идее интеграции в единую духовную Церковь Христову течений христианской мысли, которые в силу исторического развития выкристаллизовались в отдельные структуры.

Данное направление религиозной мысли, полное надежд и веры в диалог конфессиональных групп христианского мира, тем не менее, было воспринято неоднозначно, а местами даже враждебно. Аргументы неприятия идей этого модернистского течения сводились к обвинению в попытке рефлексивного поглощения – отодвигании и прямой подмене сформированного опыта одной среды опытом среды чуждой и последующем уничтожении всей структуры векового наследия.

Современный экуменизм является логическим продолжением теологических изысканий XIX-XX вв., заложивших тенденцию поиска новых путей возрождения духовности и чистоты в христианском учении. Подобные идеи изначально нашли выражение в среде младшего (протестантского) ответвления христианской церкви. Самые видные представители протестантского богословия принимали участие в создании «глобально христианского движения», среди которых в первую очередь следует упомянуть Джона Мотта (John Mott), впоследствии лауреата нобелевской премии (1946 г). Именно на его плечи легли обязательства проведения миссионерской конференции 1910 г. в Эдинбурге, в результате которой идеи синтеза внутри христианского мира получили свое развитие. Последующие события становления экуменизма заняли всего полстолетия, что сделало это движение одним из самых быстро прижившихся течений в христианском мире.

Хронология становления экуменизма

1910 г. – Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге постановила создание «Постоянного комитета» по вопросам миссионерской деятельности.
1921 г. – Образование «Международного миссионерского совета»
1925 г. – Создание международного общества «Жизнь и деятельность»
1927 г. – Создание общества «Вера и церковное устройство»
1937 г. – Рождение определения «экуменизм» для данного течения, предложенное теологами принстонской семинарии.
1938 г. – В мае на конференции в городе Утрехте (Нидерланды) принято решение о создании Всемирного Совета Церквей. Началось слияние созданных ранее (с 1921-1927 гг.) обществ и других организаций.
1948 г. – завершение предпринятого в 1938 г. слияния учреждением «Всемирного Совета Церквей». Первая ассамблея в Амстердаме.

На данной ассамблее приняли участие представители всех христианских конфессий (147 Церквей – 351 делегат из 44 стран), за исключением Римско-католической Церкви. Из Православных Церквей в данной конференции участвовали только две Поместные Церкви, а именно Константинопольская и Греческая. Русское зарубежье было представлено в основном Парижским Свято-Сергиевским богословским институтом.

Именно в это время был разработан первый устав ВСЦ (Всемирный Совет Церквей), а также очертились условия (правила) для вступления. На ассамблее подчеркивалось, что одна из основных задач для всех Церквей в ХХ в. – это миссионерская и евангелизаторская деятельность.

В 1950 г. была провозглашена Торонтская декларация, в которой Совет заявил о себе как об исключительно совещательном и консультативном органе, не являющемся «Сверхцерковью», – структурой, превозносящейся над входящими в ее состав членами. Данная декларация помогла сохранить членство отдельных групп, а также способствовала вступлению Русской Православной Церкви (18 июля 1961 г.) как и Православных Церквей Восточной Европы в члены Всемирного Совета. Этим документом, составляющим идеологическую основу примирения входящих в его состав членов, всемирный совет пользуется до нынешнего времени.

Условием интеграции всех христианских общин послужило признание ряда общих догматических положений, таких, как: триединство Бога, божественная природа Иисуса Христа и Его спасительная миссия, сопричастность к церкви христовой через таинство крещения, братство по христианскому сообществу, почитание Евангелия и др. Основной помехой на пути экуменистического слияния стали исторически сложившиеся дополнения в догматическом богословии, имеющиеся во всех христианских конфессиях. Эти дополнения часто ложатся в основу аргументации предельной несовместимости и позиции непримирения.

В настоящее время ВСЦ объединяет свыше 330 Церквей, конфессий и общин более чем в 100 странах мира. Сегодня среди членов ВСЦ присутствуют Поместные Православные Церкви (в том числе Русская Православная Церковь), исторически сложившиеся конфессии протестантских церквей: англикане, лютеране, кальвинисты, методисты и баптисты. Из числа Православных Поместных Церквей в деятельности Всемирного Совета не участвуют Сербская Православная Церковь и Грузинская Православная Церковь, а также Римско-Католическая Церковь, которая все же тесно сотрудничает с Советом на протяжении уже более 30 лет.

Руководящий орган ВСЦ – Центральный комитет, члены которого избираются Генеральной ассамблеей ВСЦ, который избирается раз в 7 лет.

Олег Борисов

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.