Эйфелева башня

Эйфелева башняЭйфелева башня едва ли не самый знаменитый памятник Парижа. Она же и самый молодой среди них. История ее создания необычна. В 1884 г. французское правительство приняло решение о проведении Всемирной выставки 1889 г., а в мае 1886 г. первый комиссар выставки Эдуар Локруа включил в программу особый пункт: конкурсанты должны были представить проекты металлической башни на Марсовом поле.

Ни в одном из 700 предъявленных проектов не нашлось ничего привлекшего внимания. Возможно, никакого сооружения так и не построили бы, не вспомни редакция газеты «Энтрасижан» о том, что в 1885 г. в прессе промелькнули сообщения о проекте металлической башни известного инженера Густава Эйфеля. Он выступил в Обществе гражданских инженеров с докладом о 1000-футовой башне, которую назвал «произведением искусства... века науки и техники».

Как только с проектом ознакомились члены жюри, Эйфелю сделали официальный заказ. Что, впрочем, неудивительно. К моменту объявления конкурса 53-летний Эйфель был в зените славы. Восторженная пресса называла его «инженером Вселенной», специалисты считали первым инженером Франции, даже всего мира. Имя этого человека ассоциировалось с высочайшим профессионализмом, дерзкой и безукоризненной инженерной логикой, безошибочной интуицией.

Эйфель разработал каркас и инженерное обеспечение отливки статуи Свободы (скульптор Бартольди) в Нью-Йорке. В возрасте 25 лет он стал известен благодаря применению мало тогда известного метода пневматической забивки оснований железнодорожных мостов. Эйфель работал в Египте, Перу, Чили, Боливии, Румынии, Испании, Венгрии, на Филиппинских островах, участвовал в конкурсе на постройку Троицкого моста в Санкт-Петербурге. Среди его работ были заводы, вокзалы, банки, школы, театр, католическая церковь, синагога, обсерватории, казино.

Вместе с архитектором Буало Эйфель создал здание из стекла и металла – магазин «О бон Марше» в Париже, заложив основы новой эстетики конструктивизма. Башня вполне закономерно стала вершиной его творчества.

Башня была возведена в неправдоподобно короткий срок даже по современным представлениям. Закладка фундамента началась 2 июня 1887 г., а открытие башни состоялось уже 31 марта 1889 г. Высокая скорость была следствием незаурядного таланта Эйфеля и как инженера, и как организатора. В своем распоряжении он имел лишь конструкторское бюро, в котором работало около четырех десятков чертежников и расчетчиков. Тем не менее точность расчетов, качество проекта, заводского производства и монтажа были безупречны. Ни одно отверстие для миллиона с лишним заклепок не пришлось сверлить заново, ни одна из 18 тыс. балок не потребовала замены.

Башню установили на четырех огромных пилонах из железобетона. Ее высота составила 312 м. – ровно 1000 футов. На ней располагались три платформы: первая – на высоте 57 м., вторая – 115 м., третья – 274 м. На третьем ярусе соорудили террасу с четырехзальным коттеджем, одно из помещений стало квартирой Эйфеля, а три других он отвел для научных исследований. Стоимость башни составила 78 млн. франков.

В воскресенье 31 марта 1889 г. при огромном стечении народа под звуки «Марсельезы» Эйфель поднял на вершине башни французский флаг. Публика буквально осаждала башню. Архитектор лично разработал гидравлические лифты, которые за семь минут поднимали посетителей на верхний ярус.

Желающих увидеть Париж с высоты птичьего полета было столько, что за первый же год башня окупила все затраты. К необыкновенному сооружению стали привыкать, более того, его оценили. По словам самого Эйфеля, форма башни обусловлена исключительно инженерными расчетами. Однако ее контур оказался удивительно изящным, а декоративные параболические арки между опорами и ажурная структура делали башню устойчивой, легкой и устремленной в небеса подобно готическим соборам Средневековья.

Нельзя не упомянуть и о курьезе, вошедшем в историю башни. Вскоре после решения о строительстве многие журналы опубликовали гравюры с проекта. Вид гравюр был малопривлекательный, если не сказать чудовищный, и в феврале 1887 г. генеральному комиссару выставки Альфану направили гневную петицию, подписанную 300 крупными деятелями французской культуры, в том числе Гиде Мопассаном, А. Дюма-сыном, Ш. Гуно, Ш. Леконтде Лиллем, П. Верленом, Ш. Гарнье. В документе говорилось: «Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные любители до сих пор еще нетронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущенной души, во имя оскорбленного французского вкуса, во имя находящихся под угрозой французского искусства и истории.... Неужели Париж... подчинится побуждаемой корыстными мотивами фантазии конструктора машин и тем самым навсегда и безнадежно обесчестит себя? ...Для того чтобы понять нас, в сущности, достаточно представить себе хотя бы на мгновение в высшей степени нелепую башню, похожую на гигантскую черную фабричную дымовую трубу, которая давит своей варварской массой... все эти наши униженные и оскорбленные памятники, всю нашу архитектуру, ставшую такой миниатюрной и исчезающую в этом большом сновидении».

Письмо попало к министру торговли Локруа, бывшему ранее первым комиссаром выставки. Вскоре он вернул письмо Альфану с припиской: «Я прошу Вас принять протест и сохранить письмо. Оно должно фигурировать на витринах выставки. Столь прекрасная и благородная проза, подписанная именами, известными всему миру, непременно привлечет публику и, может быть, удивит ее».

После Всемирной выставки 1900 г. возникло движение за снос башни под лозунгом «восстановления исторического облика Марсова поля». Оно не сумело завоевать общественной поддержки. Одним из решающих аргументов в пользу башни стало мнение французского военного ведомства, которому как раз понадобилась антенна для входившей тогда в обиход дальней радиосвязи. В 1937 г., перед очередной Парижской выставкой, правительство попыталось снести шедевр, чтобы очистить территорию. Но на защиту Эйфелевой башни встали широкие общественные круги. Во время оккупации Парижа немцами в годы Второй мировой войны Геббельс высказал предложение уничтожить башню как символ «якобинского дерева французской нации, которое необходимо вырвать с корнем». Однако его идея не получила поддержки у Гитлера.

Впоследствии историки архитектуры увидели в ней «взаимопроникновение внутреннего и внешнего пространства», искусствоведы — «резюме эстетического содержания металлической архитектуры XIX в.». И в самом деле, башню можно считать своеобразной квинтэссенцией духа XIX столетия с его фанатичной верой в науку и прогресс, века паровых двигателей и дирижаблей. Башня быстро получила признание даже у своих бывших противников. Ее рисовали Пикассо и Шагал. Знаменитый французский поэт Аполлинер назвал ее «лестницей в Бесконечность». Рене Клер создал лирико-философский фильм «Башня», а Шарль Гуно, превратившись из врага в почитателя, сочинил на квартире Эйфеля на третьем ярусе «Концерт в облаках».

Ныне желающие могут подняться на вторую платформу за 7 евро или на третью – за 11 евро. На каждом этаже есть бары и рестораны. Вечером включается подсветка, и башня преображается. С 10 пополудни первые 10 минут каждого нового часа башня дополнительно озаряется сотнями вспышек. Сегодня невозможно уже представить себе столицу Франции без Эйфелевой башни. Недаром Жан Кокто назвал ее «королевой Парижа».

Качество Эйфелевой башни удивляет своей надежностью. Серьезная реконструкция потребовалась ей лишь в начале 90-х гг. XX в. Тогда замененные детали были распроданы как сувениры.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.