Дворец дожей в Венеции

Дворец дожей в ВенецииОдним из величайших шедевров архитектуры Венеции является Дворец дожей (итал. Palazzo Ducale) – памятник итальянской готической архитектуры (XIV - XV веков). В средние века Дворец дожей был главным сооружением в Венеции, он являлся резиденцией дожей (предводителей) республики. Во дворце заседал сенат, Большой совет и Верховный суд, а также работала тайная полиция. Первый этаж был отведен под конторы юристов, канцелярию, морское ведомство и службы цензоров.

Венеция расположена на 119 островах. Сейчас основная жизнь города переместилась в материковые предместья, а старая Венеция постепенно превращается в музей под открытым небом. Ее история началась в середине V в., когда жители прибрежных областей находили убежище от войн и варварских нашествий на небольших островах Северной Адриатики. Там возникли торговые и рыбацкие поселения, а позже – купеческая республика, вначале формально подчиненная Константинополю, а с 900 г. независимая.

Венеция господствовала на морских путях, владела Кипром, Критом, Падуей, Вероной, Брешией, Бергамо. Главными товарами для нее служили ввозимые с Востока предметы роскоши, пряности, красители, лекарства, ароматические вещества, драгоценная древесина. На Восток Венеция экспортировала металлы, сукна, янтарь. Ее купцы монополизировали морскую торговлю перцем, сирийским хлопком, зерном, вином, солью.

Уже к XVI в. бывшее поселение рыболовов и пиратов стало могущественным городом-государством, чье первенство в Восточном Средиземноморье не вызывало сомнений. Возглавлял республику дож (от лат. duks – «вождь», «предводитель»). Первого дожа избрали в 697 г. Вначале дожи являлись просто воеводами, но со временем оказались во главе политического руководства республикой. Власть дожа была хотя и велика, но ограничивалась жесткими рамками. За всю историю Венеции не зафиксировано попыток установить личную диктатуру дожа или основать династию по примеру флорентийских Медичи.

Имущественный ценз при выборах был очень высок, впрочем, это и понятно, ведь все церемонии дож оплачивал сам, а жалованья не получал. Кроме того, ему запрещалось заниматься коммерцией, принимать дары от граждан или иноземных государств. Вся власть принадлежала торговой аристократии – 124 аристократическим кланам, обладавшим основными богатствами, авторитетом и связями.

По сей день в Венеции в праздник Вознесения совершается ритуал обручения дожа с морем. Актер в старинных церемониальных одеждах бросает в море золотой перстень.

Первоначально дожи жили в перестроенном здании, оставшемся еще с римской эпохи. Квадратной формы, с тремя башнями, оно имело вид укрепленного замка. После опустошающих пожаров, практически уничтоживших это сооружение в XIV в., дворец отстроили заново. Было решено воздвигнуть новую резиденцию правительства республики, достойную блеска и богатства, каким на тот момент обладала Венеция.

Так возникла идея Дворца дожей – одновременно и резиденции правителя республики, и места заседаний сената, и места расположения самых важных ведомств. Начало работ приходится на 90-е гг. XIV в. Вначале строительство поручили представителям известнейших династии венецианских мастеров: Филиппо Календарио, Пьетро Баседжо и мэтру Энрико. Позже их сменили представители семьи Бон. Здание возводилось с южного крыла. Сейчас оно самое старое. В 1400–1404 гг. был закончен фасад, выходящий на лагуну, а в 1423–1428 гг. – другой, который смотрел на площадь Святого Марка.

На завершающем этапе пригласили флорентийских и ломбардских мастеров, но большая часть здания в готическом стиле выполнена членами семьи Бон, венецианскими архитекторами и каменщиками. Дворец закончили к 1427 г., но еще много лет его совершенствовали и отделывали интерьеры. Великолепные анфилады залов украшались творениями Карпаччо, Беллини, Тициана, Тинторетто. Важным элементом декора стали скульптурные портреты дожей.

Бумажные ворота – Порта делла Карта, – возведенные Джованни и Бартоломео Бон слева от фасада на площадь Святого Марка, открывают доступ во внутренний двор дворца. Они имеют форму стрельчатой готической арки. На портале – скульптура дожа Франческо Фоскари перед крылатым львом, а сверху – статуя Правосудия. Пройдя эти ворота, зритель оказывается перед пышным фасадом восточного крыла. Отделкой его занимались архитектор Антонио Риццо в 1483–1499 гг., а завершил Пьетро Ломбардо. Фасад придает обширному внутреннему двору торжественно-парадный облик. Именно тут происходили разнообразные церемонии и празднества в честь Венеции и ее покровителя – святого Марка. В центре двора установлены два бронзовых парапета работы Альфонсо Альбергетти (1559 г.) и Никколо деи Конти (1556 г.), отлитые из трофейных турецких пушек. В портике Фоскари размещены статуи Адама и Евы скульптора Антонио Риццо.

Новым элементом итальянской архитектуры стала парадная мраморная лестница Гигантов. Она построена по проекту Антонио Рицис и ведет на арочную галерею второго этажа. Эта широкая лестница получила свое название из-за двух огромных статуй Марса и Нептуна работы Якопо Сансовино и его учеников. Статуи символизировали успехи Венеции в военных и торговых операциях. На верхней площадке совершалась парадная церемония вступления дожей в должность. Рядом с лестницей расположен дворик Сенаторов, где они собирались по случаю различных торжеств. В центре восточного фасада находится большой балкон, выполненный учениками Сансовино в 1536 г. Над балконом – стрельчатое окно и скульптурное изображение дожа Андреа Гритти перед символом Венеции – крылатым львом святого Марка.

В 1577 г. очередной пожар уничтожил одно крыло здания, но Антонио да Понте, создатель моста Риальто, восстановил первоначальный облик здания. Справа, на высоком пьедестале, установлен памятник союзнику Венеции урбинскому герцогу Франческо Мария делла Ровере работы Джованни Бандини. Перед лестницей Гигантов открывается арка Фоскари, начатая мастерами Бон в готическом стиле и законченная архитекторами Риццо и Бреньо в стиле ренессанс.

Два фасада, которые обрамляют двор с южной и западной сторон, сложены из красного кирпича Бартоломео Манопола в начале XVII в. в стиле барокко. Наверху северного фасада установлен циферблат часов. В арочных галереях выделяются ниши с античными отреставрированными статуями.

В зале Скарлатти (Пурпурном) собирались так называемые «сановники алых тог», ожидавшие дожа для проведения официальных церемоний. Роскошная отделка зала выполнена под руководством Пьетро Ломбарде Богатый деревянный потолок относится к началу XVI в. На изящном мраморном камине установлен герб дожа Агостино Барбариго. Зал Сената также реконструирован Антонио да Понте.

В парадные залы дворца можно подняться по Золотой лестнице, спроектированной Сансовино в 1538 г. Лестница, покрытая позолоченной лепниной и украшенная фресками, предназначалась для важных гостей. Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются «пасти львов» («бокка ди леоне») – скульптурные головы львов со щелью в горле, куда опускались послания и тайные доносы. Парадных залов всего девять: зал Большого совета, зал Скарлатти, зал Сената, зал Карт, зал Четырех зерей, зал Коллегии, зал Совета десяти, зал Законов и зал Управления уговными делами.

В зале Совета десяти заседал трибунал, который вел следствия, касающиеся политических преступлений против государства. Трибунал возглавлял дож, в его состав входили десять членов Большого совета и шесть советников. В центре потолка помещалась картина Веронезе «Зевс поражает молнией пороки», увезенная в 1797 г. Наполеоном в Париж и до сих пор хранящаяся в Лувре. В настоящее время на ее месте висит копия. Над этим залом находились камеры одной из так называемых Старых тюрем – Пьомби. Кроме того, во Дворце дожей имеется и вторая часть Старых тюрем – Поцци, находящаяся на уровне воды Дворцового канала. Обычно в Старых тюрьмах сидели самые опасные государственные преступники. Там содержались Джакомо Казанова (единственный узник, сумевший бежать из Старой тюрьмы) и Джордано Бруно.

Кроме официальных помещений на втором этаже расположены личные апартаменты дожей: зал Щита, зал Гримани, зал Эриццо, зал Приули, зал Философов. Зал Большого совета занимает все южное крыло. Длина его 54 м., ширина – 25 м., высота – 15 м. Прежде стены были украшены шедеврами Тициана, Веронезе, Тинторетто, но они погибли при пожаре 1577 г. По проекту Антонио да Понте зал реконструировали. В настоящее время стена в глубине зала полностью покрыта живописным полотном «Рай» (1588-1590 гг.) Якопо Тинторетто и его сыном Доменико. Это самая большая картина в мире – 7,65 м. высотой и 24,6 м. длиной. На потолке размещен овальный плафон Паоло Веронезе «Триумф Венеции».

Зал Карт берет свое название от важных географических карт, украшающих его стены. Они выполнены Джованом Баттистой Рамнусио в 1540 г., а также Франческо Гриселлини и Джустино Менескарди в 1762 гг. В центре зала установлены два больших глобуса XVII в. В зале Коллегии собиралась коллегия, состоящая из дожа, шести советников, старшин, главы Совета десяти и верховного канцлера. Здесь принимались наиболее важные решения. Великолепный позолоченный резной потолок выполнен Франческо Белло и является обрамлением аллегорических полотен Паоло Веронезе, среди которых над трибуной выделяется «Венеция на троне». Ныне в залах размещены коллекции оружия, скульптуры, предметы быта.

Из расположенных рядом с Советом десяти зала Законов и зала Управления уголовных дел можно попасть в коридор, который проходит по мосту Вздохов. Этот мост через Дворцовый канал был спроектирован в 1602 г. скульптором Антонио Континой. Через его зарешеченные окна осужденные на смерть в последний раз видели небо. Сегодня здесь назначают свидания влюбленные. Мост ведет в Новые тюрьмы, спроектированные архитектором Антонио да Понте.

В целом Дворец дожей отражает дух старой Венеции – роскошь, изящество, великолепие и могущество. Венеция дольше остальных итальянских республик сохраняла свою независимость и политический авторитет. В 1797 г. Наполеон Бонапарт занял север Италии и прислал во Дворец дожей адъютанта с сообщением, что он упраздняет Венецианскую республику. После краха Наполеона Венеция стала частью Австрийской империи. И лишь в 1866 г. было провозглашено воссоединение Венеции с Итальянским королевством. Акт об этом был зачитан собравшимся горожанам с балкона Дворца дожей.

Комментарии

Очень красивое место жаль у вас мало фотографий, давно мечтаю поехать туда вот только пока средства не позволяют.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.