Долгожданный звук неподвижности в беспокойном мире

Людовико ЭйнаудиХроника концерта итальянского композитора Ludovico Einaudi в Московском Международном Доме Музыки 6 апреля 2012 г.

В афише Московского Международного Дома Музыки на апрель среди разных исполнителей с множеством регалий и подробным описанием концертных программ скромно расположилось имя Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi). Без какого-либо описания и даже указания жанра музыки. Только в скобочках рядом с именем так же робко – Италия.

За этим именем скрывается, возможно, один из самых талантливых композиторов-неоклассиков современности. Блестящий пианист. Тонко-чувствующий музыкант. Такой же скромный и спокойный, как описание концерта в брошюрке Дома Музыки.

Он вышел и начал играть. Многочисленная публика затихла. Кажется, люди боялись сделать слишком громкий вдох или неловкое движение, чтобы не спугнуть волшебство звука. Эйнауди, подобно настоящему волшебнику, моментально приручил и сложные механизмы рояля и человеческие сердца. Он играл на уровне чувств и каждый, сидевший в зале, понимал эту музыку, потому что уже слышал ее раньше в собственной душе. Может поэтому мы и любим музыку? Ведь в настоящей музыке записывается в нотах то, о чем поет наша душа.

В зале не было свободных мест. Аккуратно оглянувшись назад, можно было увидеть самые просветленные и одухотворенные услышанным лица. Все взгляды были прикованы к рукам пианиста, неподвижные глаза, смотрящие вдаль…

Тогда я подумала: почему так много людей пришло на концерт Людовико Эйнауди? Зачем здесь эти люди и что они хотят получить от музыки гениального итальянца? И я вспомнила фразу одного из музыкальных критиков о музыке Эйнауди. Он сказал, что его музыка – это долгожданный звук неподвижности в беспокойном мире.

И я поняла – люди приходят слушать музыку Эйнауди для того, чтобы, как это не парадоксально прозвучит – побыть в тишине. Побыть наедине с музыкой собственной души. Остановиться от бега и успокоиться. Подумать и отдохнуть от бесконечной суеты городов, громких новостей, тяжёлых жизненных драм. Они приходят почувствовать то самое НАСТОЯЩЕЕ, что не даёт спать ночами многим, способным почувствовать бесполезность того, что мы делаем в своей жизни…

Эйнауди делится тем, что приходит к нему из мира нематериального и воплощает это в слуховом образе. Его музыка необыкновенна. Одновременно спокойная и волнующая, лиричная и ёмкая. Ёмкая, потому что вмещает в себе множество чувств и образов. Эйнауди исполнил самые проникновенные мелодии со своих последних альбомов: «Nightbook» (2009) и «Islands» (2011), которых у него уже насчитывается 12. Композиции из них уже успели появиться в некоторых фильмах и прославили музыканта в Европе.

В России Эйнауди впервые. И видно было, что он немало озадачен зрительским приёмом в Москве. Во-первых, билеты раскупили настолько задолго до концерта, что было принято решение провести дополнительный концерт, то есть сыграть концертную программу в два дня. Во-вторых, зритель и слушатель отнёсся к композитору очень тепло и даже трепетно. Горячие овации, улыбки – Эйнауди просто не мог отказать своим благодарным поклонникам и выходил играть на бис три раза. И каждый раз зал затихал и с благодарностью внимал новую порцию «тишины».

В конце своего концерта Эйнауди прижал руку к сердцу, и каждый понял, что он сердечно благодарит тех, кто смог услышать и понять его музыку. Распознать звуки, услышать в них близкое, трепещущее и живое. Настоящее.

Ксюша Флегонтова-Семенченко

Комментарии

Аватар пользователя homutovsky

Ксюша, с большим удовольствием прочитал статью, даже жалко стало, что не был на этом концерте и не слышал вживую эту прекрасную музыку... Постараюсь наверстать упущенное записями маэстро... Спасибо за новое для меня имя и за прекрасную статью!

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.