Догматические основы православной церкви
Священное Писание (каноническая Библия), Священное Предание и результаты постановлений Вселенских соборов, а после раскола и поместных, являют собой твердое основание православия.
Догматический аспект вероучения базируется и отражается на исторических документах внутрицерковного характера, первостепенную важность среди которых имеет Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ Веры, принятый в 381г.
Именно к нему сводятся все дальнейшие ссылки в построении вероучения и осмысления новых форм догматического богословия, систематическим изложением которых формального характера позже обретут так называемые катехизисы (первый в православном мире катехизис Петра Могилы 1640 г.).
В состав Символа Веры входят 12 догматов, или членов общепризнанного характера, которые были изложены в более обогащенной форме подвижником и систематизатором православного христианского вероучения VI века Иоанном Дамаскиным.
Особое место в православной церкви отводится Священному Преданию (Правила святых апостолов, Дидахе или Учение двенадцати апостолов и др.), которое частично заменяет собой авторитет Священного Писания, и мыслится как законченная форма вероучения, не подверженная изменению. В нем отраженны обрядовая, догматическая, этическая, и другие стороны, признанного подлинно христианским и православным, учения, к которому апеллируют для освещения темных или упущенных мест Священного Писания. Так именно Священному преданию православный мир обязан информацией о смерти и жизни многих апостолов, видное место среди которых занимает ап. Петр.
К Священному Преданию принято относить церковные каноны, традиции, литургические тексты, а также особый вид вероучения – святоотеческую литературу, завершением которой в православии принято считать творения Иоанна Дамаскина.
Одной из интереснейших разновидностей предания являются апокрифы – тексты исключительно важного наполнения (как Евангелие детства, гностический Апокриф Иоанна, и др.), некоторые из них служат предшественниками канонических текстов, и были сформированы на протяжении первых веков христианства, или же задолго до христианского периода. Многие христианские апокрифы были отвержены церковью как еретические, и не включены в канон. Такова, к примеру, доля Книги Еноха, некоторые фрагменты прямого или смыслового характера которой можно найти в послании Иуды и Откровении Иоанна Богослова. Но есть и такие (к примеру, Протоевангелия Иакова), которые хоть и не признаются как боговдохновенные, но все же воспринимаются как некоторого рода результат осмысления принятого церковью предания.
Олег Борисов
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь