Десятина Богу

Свеча - символ молитвыСегодня начался, пожалуй, самый важный период в жизни православных христиан, именуемый Великим Постом. Продлится он традиционно 48 дней и закончится праздником Воскресения Христова или Пасхой. Многие считают это покаянное для христиан время своеобразной диетой, очищением организма и т.д., но все гораздо сложнее и возвышенней.

Как известно, еще во времена Ветхого Завета, Бог дал своему избранному народу заповедь о десятине. Каждый верующий должен был отдавать на Храм десятую часть всего, что имеет, и это неукоснительно исполнялось. С возникновением Христианства эта традиция не исчезла, а обрела несколько иное значение.

Великий Пост состоит из двух частей: непосредственно самого поста и Страстной недели, как особого периода, связанного с последними днями жизни на земле Иисуса Христа. Если быть скрупулезным и подсчитать дни Великого Поста, то их получится 36. То есть 48 минус 7 (Страстная неделя), и минус 5 воскресных дней, которые постом не являются. 36 дней – это и есть десятая часть года, которую православные христиане будут стараться посвятить Богу.

Естественно, что отказ от определенных продуктов совсем не является целью поста. Это лишь своеобразная помощь в борьбе с более серьезными «врагами», чем наша плоть. Кстати, практически во всех религиях воздержание является непременным условием для духовного роста.

Что же хотят искоренить в себе православные, и что просят у Бога в течение Великого Поста, красноречивей всего показывает молитва святого Ефрема Сирина, многократно повторяемая в храмах вплоть до Страстной недели:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

В отличие от нас, наши предки знали о посте намного больше. Религия была неотъемлемой частью жизни и касалась не только верующих, но и вполне светских людей. О религиозности Достоевского и Гоголя, кажется, знают все, а вот что касается Пушкина – тут все весьма запутано, но даже он сумел гениально воплотить в своих стихах молитву, читаемую Великим Постом:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Михаил Боков

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.