Буддизм у монголов, бурят, калмыков и тувинцев

Тибет был центром дальнейшего распространения буддизма в соседние страны, где он мог послужить усилению местной власти. В Монголию буддизм проник еще в эпоху Юаньской династии (при Хубилае), но при последующем феодальном разброде он потерял влияние. С конца XVI в. монгольские князья стали вновь его вводить, приглашали лам-проповедников из Тибета, строили монастыри. Вначале это делали только южномонгольские князья (Алтан-хан и др.), а потом и князья Северной Монголии (Халхи): тушету-хан Абатай первым из них основал в 1586 г. старейший в Халхе монастырь Эрдэни-цзу, потом было построено множество других монастырей. Монгольские буддисты старались обзавестись собственными перерожденцами-хубилганами (гэгэнами – святыми). Из них наибольшее влияние получили с XVII в. хубилганы Ургинского монастыря, особенно после ослабления Восточной Монголии в борьбе против западных монголов – ойратов и после подчинения Китаю (конец XVII в.). Ургинский хутухта (или богдо-гэгэн – великий святой) считался перерожденцем весьма чтимого буддистского ученого Даранаты. Его полный титул – Чжебцзун-дамба-хутухта. Святость его признавалась во всех северобуддистских странах. Он считался третьим по достоинству иерархом после панчен-ламы и далай-ламы. После китайской революции 1911 г. ургинский хутухта (богдо-гыгэн) стал во главе государственной власти в Монголии, которая превратилась в такое же иерократическое государство, как Тибет. Оно просуществовало до 1924 г., вплоть до образования народной республики, при которой развернулось массовое антиламское движение. В настоящее время в Монголии сохранился только один дацан.

К началу XVII в. буддизм распространился и среди западных монголов, в том числе среди калмыков, откочевавших на Нижнюю Волгу. В насаждении его были заинтересованы главным образом князья. Из буддистских проповедников здесь особенно известен Зая-Пандита (1599–1662) – создатель западномонгольской письменности.

Среди бурят буддизм-ламаизм стал усиленно распространяться с начала XVIII в. Первый монастырь – Цугольский – был построен в 1711 г. В XIX в. число монастырей (дацанов) в Бурятии дошло до 34, количество лам исчислялось тысячами. Но буддизм распространился лишь в Восточной Бурятии – Забайкалье, где он пользовался поддержкой власти и местной знати (нойонов); в Западную Бурятию, где продолжали существовать патриархально-родовые отношения, буддизм почти не проник, так как для него здесь не было соответствующей почвы. Русское царское правительство после некоторых колебаний (ибо оно пыталось христианизировать народы Сибири) узаконило буддистскую церковь в Забайкалье. Чтобы ослабить ее связи с Монголией и Тибетом, Екатерина II создала даже должность верховного ламы – бандидо-хамбо-лама (1764 г.). Местопребыванием его и центром управления буддистской церковью в России стал (1809 г.) самый крупный Гусиноозерский дацан. Позже, в 1853 г., было издано особое «Положение о ламайском духовенстве в России».

Из тюркоязычкых народов буддизм-ламаизм распространился только среди тувинцев. В Туву («Урянхайский край») он начал проникать из Тибета и Монголии в XVIII в. и к началу XX столетия распространился довольно широко: здесь насчитывалось более 20 монастырей, свыше 3 тысяч лам. Однако в Туве буддизм не вытеснил древние шаманские верования, и там продолжало действовать немало шаманов.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.