Буддизм. Раннее вероучение

БуддистыОснову раннебуддистского мировоззрения составляют так называемые "четыре возвышенные истины", в открытии которых и состояло просветление Гаутамы-Будды и которые он возвестил уже в своей первой бенаресской проповеди. Эти четыре истины: учение о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания и о пути к прекращению страдания.

Вся жизнь, согласно учению Будды, это страдание. Рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, недостижение желаемого есть страдание... Причина страдания – привязанность к жизни, жажда бытия. Эта жажда "ведет от возрождения к возрождению". Прекращение страдания заключается в "устранении этой жажды через полное уничтожение желания". Человек должен усмирить в себе всякое стремление к существованию, всякое желание, всякую страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было.

Как же можно достигнуть этого уничтожения желаний? Этому учит последняя из "четырех возвышенных истин". Она говорит о "восьмиричном пути", ведущем к прекращению страданий: это "праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание". Следуя этим "восьмиричным путем", человек достигает в конце концов совершенства: он становится архатом – святым и погружается в нирвану. Нирвана – последнее, идеальное состояние, к которому, по буддистскому учению, должен стремиться мудрец.

Понятие Нирваны занимает центральное положение во всей буддистской философии. В буддистской литературе встречаются несколько различные его понимания. По мнению одних, нирвана – это полное уничтожение, полное небытие. По мнению других, нирвана – это прекращение только доступного познанию бытия и переход в некое иное, непознаваемое бытие. Точно так же одни считают, что нирвана достижима еще при жизни человека, другие – что в нее можно вступить только после смерти тела. Как бы то ни было, нирвана означает прекращение той цепи перерождений, которая, согласно традиционным индийским воззрениям, усвоенным и буддистами, составляет удел всего живущего.

Эта вечная цепь перерождений называется у буддистов сансара (санскара). Она неотвратимо увлекает всякое живое существо от одного перерождения к другому через сплошной ряд страданий. Смерть не избавляет человека от страданий бытия, ибо за ней следует новое рождение. Вырваться из этого, мучительного круга сансары может только тот, кто через долгий ряд перерождений достигнет состояния архата – святого отшельника, познавшего истину.

Перерождаясь, живое существо может принимать – как это утверждали и брахманисты – не только человеческую, но и любую другую форму: оно может возродиться животным, растением, злым духом, божеством. Но высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в идеальное состояние нирваны. Сам Будда, как верят буддисты, прежде своего рождения в образе Гаутамы-Шакьямуни прошел длинный ряд перерождений: он жил и на земле – в образе людей разных каст и профессий, и на небе – в виде того или иного божества, в том числе и самого Брахмы. Но он первый из людей достиг просветления, и поэтому ему не грозит уже новое рождение.

Смерть Будды – это непосредственный переход в нирвану. Поэтому буддисты обычно говорят не о смерти своего учителя, а о его переходе в нирвану. Единственным средством достижения состояния архата, а через него и нирваны, ранний буддизм считал собственные сознательные усилия человека, следование "восьмиричному пути". Никто и ничто не может спасти человека, избавить его от мучительной сансары и привести к нирване, если он не добьется этого сам. Надеяться на богов человек не должен. Будда не отрицал существования богов; но боги, по его учению, не только не могут избавить человека от страданий бытия: они и сами не избавлены от них, ибо они тоже подчинены тому же закону круговращения сансары. Поэтому Будда, человек, достигший просветления, стоит выше богов. Но и сам Будда не спасает людей, не выводит их из страданий сансары, не приводит к нирване: он только возвестил людям истину, указал правильный путь, а идти по нему каждый человек должен совершенно самостоятельно.

"Внемлите, братья, – говорил Шакьямуни в своей первой проповеди, произнесенной в Бенаресе, – освобождение от смерти найдено; внемлите, монахи, я наставлю вас, я открою вам свое учение. Если последуете вы моему наставлению, то вскоре достигнете высшего завершения святого стремления... Вы еще в этой жизни познаете истину и станете с нею лицом к лицу".

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.