"Божественная комедия" в красках
С высоким, не совсем церковным искусством, решил познакомить своих прихожан кардинал австрийской столицы Кристоф Шенборн. 8 июня в музее кафедрального собора архиепископ Венский открыл необычную выставку «Видение Данте», посвященную одному из наиболее значительных произведений мировой литературы – «Божественной комедии» Данте Алигьери. Этому культурному событию под эгидой Католической Церкви желающие смогут приобщиться вплоть до 28 января 2012 года.
Такой интерес к величайшему произведению Средневековья вполне объясним. Тема загробной жизни во все времена более всего интересовала человека. Что будет с душой? Какова ее участь после смерти? Есть ли вообще жизнь за гробом? Эти и другие вопросы Данте Алигьери вполне доступно объяснил еще в начале 14 века, когда написал свой бессмертный труд. Стоит заметить, что при всех своих положительных в поэтическом отношении качествах, «Божественную комедию» нельзя рассматривать, как истину в последней инстанции. Все-таки в ней представлен сугубо католический взгляд средневекового миросозерцания, поэтому выставка, посвященная произведению «великого итальянца» вполне логична в стенах Венского кафедрального собора.
К сожалению, на выставке «Видение Данте» не будут представлены всемирно известные гравюры-иллюстрации Гюстава Доре. А жаль. Они бы могли максимально дополнить и насытить это культурное событие в столице Австрии. Между тем те, кто все же пойдет ознакомиться с работами представленных художников, будут приятно удивлены. В соборном музее желающие смогут увидеть картины уже почившего немецкого живописца и графика Теодора Целлера (Theodor Zeller), который всю свою долгую и трагическую жизнь художника ХХ века посвятил религиозной тематике, а иллюстрации к «Божественной комедии» считал одной из самых основных своих работ.
Все остальные художники, работы которых представлены в соборном музее Вены, хотя уже в летах, но еще продолжают работать над созданием картин. Посетители выставки смогут увидеть довольно мрачноватые гравюры Маркуса Валлаза (Markus Vallazza) из Южного Тироля и весьма оригинальный подход к теме в исполнении американского художника и правозащитника Роджера Робертса (Roger Roberts), который попытался соединить, казалось бы, абсолютно разные вещи: отдельные сюжеты «Божественной комедии» Данте и традиционные выразительные средства, присущие традициям Африке и Азии. Смелый подход, но, в то же время, вполне соответствующий современному пониманию бессмертного произведения литературы.
Отдельный цикл иллюстраций под названием «Семь смертных грехов ХХ века» непосредственно связанный с произведением Данте Алигьери представил на выставке австрийский художник Роберт Хаммерштиль (Robert Hammerstiel). Но особо хочется выделить из всей плеяды виртуозов кисти и карандаша художника и кинематографиста из России Валерия Харитонова, работы которого также смогут оценить жители и гости австрийской столицы. Его красочные картины очень отличаются от тех мрачноватых тонов, которыми часто злоупотребляют создатели иллюстраций к «Божественной комедии» и преисполнены каким-то светом, что делает их возвышенными и действительно неземными.
Как невозможно на произведениях, к примеру, Никиты Михалкова учить историю России, так нельзя творение Данте рассматривать в виде учебника по загробному миру. Аллегоричность «Божественной комедии» налицо, и авторам выставки «Видение Данте» в музее Венского кафедрального собора, кажется, вполне удалось показать те глубины, которые затронул автор величайшего литературного произведения 14 века.
Михаил Боков
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь