"Божественная комедия" в красках

Данте Алигьери. Божественная комедияС высоким, не совсем церковным искусством, решил познакомить своих прихожан кардинал австрийской столицы Кристоф Шенборн. 8 июня в музее кафедрального собора архиепископ Венский открыл необычную выставку «Видение Данте», посвященную одному из наиболее значительных произведений мировой литературы – «Божественной комедии» Данте Алигьери. Этому культурному событию под эгидой Католической Церкви желающие смогут приобщиться вплоть до 28 января 2012 года.

Такой интерес к величайшему произведению Средневековья вполне объясним. Тема загробной жизни во все времена более всего интересовала человека. Что будет с душой? Какова ее участь после смерти? Есть ли вообще жизнь за гробом? Эти и другие вопросы Данте Алигьери вполне доступно объяснил еще в начале 14 века, когда написал свой бессмертный труд. Стоит заметить, что при всех своих положительных в поэтическом отношении качествах, «Божественную комедию» нельзя рассматривать, как истину в последней инстанции. Все-таки в ней представлен сугубо католический взгляд средневекового миросозерцания, поэтому выставка, посвященная произведению «великого итальянца» вполне логична в стенах Венского кафедрального собора.

К сожалению, на выставке «Видение Данте» не будут представлены всемирно известные гравюры-иллюстрации Гюстава Доре. А жаль. Они бы могли максимально дополнить и насытить это культурное событие в столице Австрии. Между тем те, кто все же пойдет ознакомиться с работами представленных художников, будут приятно удивлены. В соборном музее желающие смогут увидеть картины уже почившего немецкого живописца и графика Теодора Целлера (Theodor Zeller), который всю свою долгую и трагическую жизнь художника ХХ века посвятил религиозной тематике, а иллюстрации к «Божественной комедии» считал одной из самых основных своих работ.

Все остальные художники, работы которых представлены в соборном музее Вены, хотя уже в летах, но еще продолжают работать над созданием картин. Посетители выставки смогут увидеть довольно мрачноватые гравюры Маркуса Валлаза (Markus Vallazza) из Южного Тироля и весьма оригинальный подход к теме в исполнении американского художника и правозащитника Роджера Робертса (Roger Roberts), который попытался соединить, казалось бы, абсолютно разные вещи: отдельные сюжеты «Божественной комедии» Данте и традиционные выразительные средства, присущие традициям Африке и Азии. Смелый подход, но, в то же время, вполне соответствующий современному пониманию бессмертного произведения литературы.

Отдельный цикл иллюстраций под названием «Семь смертных грехов ХХ века» непосредственно связанный с произведением Данте Алигьери представил на выставке австрийский художник Роберт Хаммерштиль (Robert Hammerstiel). Но особо хочется выделить из всей плеяды виртуозов кисти и карандаша художника и кинематографиста из России Валерия Харитонова, работы которого также смогут оценить жители и гости австрийской столицы. Его красочные картины очень отличаются от тех мрачноватых тонов, которыми часто злоупотребляют создатели иллюстраций к «Божественной комедии» и преисполнены каким-то светом, что делает их возвышенными и действительно неземными.

Как невозможно на произведениях, к примеру, Никиты Михалкова учить историю России, так нельзя творение Данте рассматривать в виде учебника по загробному миру. Аллегоричность «Божественной комедии» налицо, и авторам выставки «Видение Данте» в музее Венского кафедрального собора, кажется, вполне удалось показать те глубины, которые затронул автор величайшего литературного произведения 14 века.

Михаил Боков

Теодор Целлер (Theodor Zeller) Маркус Валлаз (Markus Vallazza) Роджер Робертс (Roger Roberts) Роберт Хаммерштиль (Robert Hammerstiel) Валерий Харитонов

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.