Бёрдмэн или Герой нашего времени

Фильм "Бёрдмэн", вышедший на широкий экран в 2015 году, получил на редкость высокие оценки мировых и отечественных кинокритиков, а также киноманов - в прокате он собрал в 5,5 раз больше своего бюджета. Это изрядно удивило скептических ценителей глубокого кино, которые изначально как-то по инерции и случайности не уделили ему должного внимания. Почему? Да потому что, на первый взгляд "Бёрдмэн" - это очередная картина в стиле "экшн" о супергероях. Некоторые "клюнули" на актеров, например, Нортона. В результате все, сходившие в кинотеатры на "Бёрдмена", были приятно удивлены не только своими любимыми актерами, но и уникальным сюжетом. Причем удовольствие, восторг и напряжение в процессе просмотра росли и держались у зрителя до последнего. Сценаристы и режиссер, безусловно, заслуживают аплодисментов стоя, ведь им удалось без пустых пауз-отступлений и затяжек подать народу целостный, гармоничный и богатый по содержанию продукт.

КРАТКИЙ СЮЖЕТ. Главный герой Ригган Томсон - бывшая звезда Голливуда, обретшая популярость благодаря роли супергероя много лет назад. С первых кадров фильма он предстает в образе немолодого мужчины с больным честолюбием, которое разорвало его личность. Он не забыт своими фанатами: мужчины и женщины средних лет, детство которых прошло в чтении комиксов о Бёрдмэне, часто узнают его на улицах и даже просят автограф. Однако Томсону этого недостаточно. И в какой-то момент непрестанное эхо внутреннего монолога олицетворяется в образе человека-птицы - того самого популярного персонажа из комикса, роль которого он когда-то исполнил.

Бёрдмэн - своего рода уязвленное Эго, которое когда-то в лучах громкой славы разрослось и "завоняло" - вышло за рамки контроля, развязав борьбу главного героя, по сути, с самим собой. Вкусив заразный плод популярности, альтер-эго хочет вновь купаться во внимании обывателей, для этого оно пытается убедить Томпсона вернуться на старую дорожку - голливудские подмостки и бросить трудоемкий труд по реализации настоящей драматической игры. Последнего, собственно, и добивается главный герой.

На протяжении фильма он занимается постановкой пьесы на Бродвее, в которой отведенная самому себе роль - лишь составная часть грандиозного плана. Томсон тщательно подбирает актерский состав, проводит репетиции. Он строг и оправданно придирчив ко всем. Действия разворачиваются в основном на работе - в театре. Зритель понимает, что главное - это не декорации, не обстановка, а внутренний мир персонажей. Именно он находится в центре каждого съемочного кадра. Гримерка, сцена, крыша - все это не имеющие значения площадки как для спектакля, так и для жизни героев. Смысл имеют эмоциональные переживания, ощущения и мысли.

В финале Томпсону удается поставить качественную пьесу. Однако довольные зрители и положительный отзыв критика - лишь вершина айсберга. Цимесом для главного героя оказывается не только внешняя цель, но и плоды внутренних побед на пути ее достижения: он поборол альтер-эго, открыл свои душу и сердце для дочери и жены.

На сцене ему удалось стереть грань между театром и жизнью, что и стало ключом к успеху и самореализации. В этом ему успешно помог Нортон в роли приглашенного актера Майка Шинера, который дает Томсону возможность окончательно осознать, что, в отличие от жизни, в театре любая малейшая фальшь строго недопустима. Даже если речь идет о бутылке спиртного на столе. Это правило позволило главному герою стать честным, с самим собой, а потом - с остальными, в том числе со зрителями. На премьере пьесы дух и сила воли главного героя восторжествовали: по сценарию Томпсон выстреливает в себя из настоящего пистолета.

Что заслуживает особого "спасибо", так это концовка фильма - своеобразный метафорический апофеоз. Она естественно вписалась, не вызвал ощущения оборванности или несостыковки. Герой остался жив, оказалось, он выстрел себе в нос. Госпиталь, палата, всюду цветы. Он поднимается с койки, шлет к черту свое на этот раз молчаливое альтер-эго и, взобравшись на подоконник, просто взлетает в небо.

Да, странно. Но такой поворот вызывает скорее улыбку и легкий душевный восторг, чем смятение. Ты будто понимаешь, что в жизни Томсона физическая смерть не так уже страшна, как та личностная, которую ему удалось победить в нелегкой борьбе с самим собой. Его полет, словно вновь стирает грань между рождением и смертью, которые также неразрывно сплелись воедино, как театр и жизнь. И тогда до тебя доходит, что мертвый ты или живой определяет не стук сердца, а то, что ты делаешь и ради чего, собственно, дышишь.

Последнее впечатление усилено при помощи дочери Томсона - Сэм, которую сыграла Эмма Стоун. А точнее - ее огромных глаз. В них отразились долгожданные понимание и уважение к отцу. Получается, фильм действительно о супергерое - человеке, который сумел помочь Себе. Задумайтесь, что может быть круче на сегодняшний день? Звание достойное, однозначно.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.