Оливье Бертран: «Бельгийское искусство покупают для души»

Бельгийское искусствоОливье Бертран, известный эксперт в области искусства, дал эксклюзивное интервью порталу AuctionLot.info. Несмотря на то, что этот специалист является признанным знатоком творчества русского художника Ивана Похитонова, речь в том числе зашла о бельгийской живописи. Господин Бертран в течение многих лет занимается изучением искусства этой страны и готов констатировать определенный упадок творческой сферы.

Характеризуя состояние современного рынка, эксперт описал его двумя простыми словами: «очень плохо». Это не означает, что в Бельгии не осталось талантливых художников, или что мир забыл о тех мастерах, чьи имена уже вошли в историю. Просто сегодня рынок развит очень слабо, и бельгийское искусство перестало быть брендом. Отчасти, подчеркивает Бертран, это результат политических просчетов: «Это политическая проблема Бельгии, и она существует уже давно. Впервые бельгийское искусство было выставлено на торги в 1970-м году, когда наиболее влиятельные дилеры и коллекционеры провели ярмарку в Лондоне, это стало первой попыткой вывести бельгийское искусство на рынок. В конце 80-х, впервые в 88-м и 89-м, а в последний раз в 90-х, Christie’s повторили эту попытку».

Претерпевает стагнацию и рынок галерей, многие из них закрылись в связи с низким спросом на предлагаемый товар. Хотя крупные мастера бельгийской школы по-прежнему пользуются популярностью. Коллекционеры с удовольствием приобретают полотна Магритта, Энсора и Делвокса (Delvaux). Правда в этом есть и свой минус – эти картины навсегда вывозятся из страны, которая постепенно теряет национальное достояние. На мировом рынке также неплохо продаются представители современного искусства: Tuymans, Пономаренко и Дельвое (Delvoye), Ян Фабре (Jan Fabre).

Однако в любой ситуации существуют как отрицательные, так и положительные стороны. Плюс низкого спроса на бельгийское искусство заключается в относительно невысокой стоимости предметов покупки. Это на руку коллекционерам, которые сегодня могут приобрести понравившуюся картину по приемлемой цене. Оливье Бертран привел такой пример: «Фламандские экспрессионисты, такие как Gustave de Smit, Frits van den Berghe, Constant Permeke стоят дешевле, чем 15 лет назад. Например, вы можете купить шедевр да Смета (de Smet) за 200-300 тысяч евро, а 20 лет назад это стоило бы вам 1 миллион».

Тем не менее, рынок искусства подвержен колебаниям и, возможно, недорогие картины бельгийских мастеров, уже в скором времени станут хорошей инвестицией.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.