«Август. Восьмого». Попытка хорошего кино

Фильм Август Восьмого4 ноября в России состоялась телепремьера фильма Джаника Файзиева «Август. Восьмого». Амбициозный кинопроект российского режиссера, претендующий на роль качественной серьезной военной драмы. Невиданные доселе в «нашем» кино спецэффекты, политическая подоплека – все это вызвало неподдельный интерес критики и зрителей.

Российский зритель давно привык относиться к новинкам современного отечественного кинематографа с настороженностью и изрядной долей скепсиса. Готовясь к просмотру фильма, мы заранее готовы заклеймить его печатью позора и падения российской киноиндустрии. Создатели киноленты «Август. Восьмого» надеялись пошатнуть этот стереотип восприятия. Получилось у них это, или нет – решать нам.

В основе сюжета фильма Джаника Файзиева история молодой матери, которая попадает в эпицентр конфликта в Южной Осетии, произошедшего в августе 2008 года. Оставим вопрос о политической ангажированности ленты, поскольку этот фильм все-таки не о взаимоотношениях государств и их вооруженном противостоянии, а, прежде всего, о человеке.

Интрига фильма завязана на одном из вечных сюжетов – мать жертвует собой ради ребенка. Материнский инстинкт  – один из самых сильных в природе движущих факторов, он дает силы преодолеть все препятствия ради спасения чада. Такой инстинкт способен превратить хрупкую женщину в храброго бойца, способного, забыв об опасности, вместе с мужчинами пробираться сквозь автоматные очереди к цели, установленной природой и собственным сердцем.

Как это обычно бывает, когда создатели фильма хотят соединить художественную мысль с законами шоу-бизнеса, в ленте большое внимание уделяется зрелищности. Разгуляться, создателям виртуальных спецэффектов здесь было где. Многие обвинили режиссера и сценаристов в излишнем и неуместном использовании спецэффектов, особенно роботов, которые с легкой руки специалистов по визуальной графике из воображения ребенка попали на экранное полотно. Часть критиков назвала этот прием безвкусицей, часть признала, что злые и добрые «трансформеры» помогают лучше раскрыть психологические проблемы мальчика. Кстати, сам Джаник Файзиев рассказывал, что подсмотрел эту идею, наблюдая за сыном своей подруги, тоже матери-одиночки. Мальчик, вероятно, остро переживал размолвку родителей и с мамиными ухажерами общался, входя в роль злого робота. Так воображение ребенка помогало ему защищаться от суровой реальности. Но кое-кому этот прием переплетения фантазии ребенка с реальностью в фильме показался весьма удачным. К примеру, он понравился австралийскому критику Питеру Гальвину, отметившему в своем обзоре его стилистическоего сходство с приемами известного режиссера Терри Гильяма. 

В любом случае, создатели ленты могу быть удовлетворены своей работой – кино получилось динамичным, эмоциональным и напряженным. Оставив в стороне эффекты, взрывы и перестрелки, стоит отметить, что в фильме есть эпизоды, которые заставляют дрогнуть сердце и действительно берут за душу. Один из них – когда главная героиня стоит на городской площади и заворожено смотрит, как по небу огненными кометами приближаются снаряды воздушной атаки. Кажется, именно в этот момент в глазах молодой женщины отразился весь страх человечества перед словом «война».

Критики, как обычно, недовольны подражанием Голливуду и неправдоподобностью сюжета. Есть ряд моментов, которые действительно очень выбиваются из общей стилистики фильма и портят впечатление. Например, очень комично выглядит мини-одеяние главной героини в то время, когда она скачет по осетинским ухабам. Понятно, что этим хотели подчеркнуть женственность Ксении, но вместе с тем в кадр несколько неуместно попало то, чему не следовало попадать в этой ситуации. Также неправдоподобным может показаться счастливый конец фильма. Но на то оно и кино, чтобы внушать нам мысли о благополучном исходе трагедии, даже, если для того сравнительно мало предпосылок.

Стоит отдельно сказать об актрисе, исполняющей главную роль – Светлане Ивановой. Ее актерская игра в такой яркой роли смотрелась довольно вяло и блекло. Мне, кстати, интересно, заметил ли кто-нибудь, что у нее слабо поставлен голос? Гораздо убедительнее выглядит Егор Бероев в роли Заура, отца мальчика.

Что можно сказать, подведя итог нашему обзору? Что «Август. Восьмого» – это, конечно, массовый фильм, имеющий свои недостатки и недоработки. Но, несмотря на обилие категоричных оценок, его смотреть можно и интересно. Этот фильм представляет собой попытку создания хорошего кино. Не блестящую, но и не бесплодную.

Ксюша Флегонтова-Семенченко

Комментарии

Аватар пользователя alisa
Вот и че теперь делать? Смотреть, не смотреть? То хвалят, то ругают )))
Аватар пользователя Ксюша Флегонтова-Семенченко

Посмотреть можно) 

Аватар пользователя homutovsky

 да смотри, конечно, ты же любишь экшн :)

Аватар пользователя alisa
По стилю фильм сильно напомнил "Запрещенный прием" Зака Снайдера, только слабее намного. И как-то он без души сделан, столько беготни и стрельбы и даже разговоры, казалось бы правильные, а за душу не берет. Мальчик под столом столько сидит - как же можно было бы это красиво показать, его страх, переживания. Ничего этого нет. А жалко.
Аватар пользователя Ксюша Флегонтова-Семенченко

Во многом согласна с вами. 

Аватар пользователя homutovsky

фильм жесткий, местами страшный.... очень впечатлила сцена с разваливающимся автобусом... сценарий хороший, вплетение детских фантазий в реальность - интересно задумано, но довольно неудачно реализовано... в остальном мало чего хорошего можно сказать... игра актеров сильно оcтавляет желать лучшего 

Аватар пользователя Ксюша Флегонтова-Семенченко

Да, сцена с автобусом - жуть.

Задумка и реализация  очень часто вообще далеки друг от друга. Особенно в нашем кино

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.