Анна и волки / Ana y los lobos (1972)

Анна и волкиКарлос Саура – удивительный режиссер с неповторимым почерком. Каждый раз за просмотром его картин на протяжении всего фильма находишься в каком-то странном недоумении... ощущаешь, что или ты чего-то в происходящем на экране недопонимаешь, или что чего-то этому фильму не хватает. Но всякий раз, когда фильм заканчивается и загораются на экране буковки «FIN» – челюсть отвисает и накатывает полное понимание увиденного. Становится отчетливо ясно, что все в этой картине именно так, как должно быть, что каждый эпизод, каждое слово здесь неслучайно и находится на своем единственно возможном месте. И еще ярче других картин Сауры это чувствуется в его фильме "Анна и волки".

Этот фильм, пронизанный идеями еще не вышедшего в те годы из моды психоанализа Зигмунда Фрейда, посвящен мужской самореализации. Точнее проблеме нереализованных инфантильных сексуальных переживаний трех братьев, связанных с диктатом матери в семье. Но Саура в своем психоанализе идет несколько дальше теории Фрейда. Он рядом с либидо ставит еще двух китов, на которых базируется человеческая психология – волю к власти и религию, точнее вплетает в сюжет своего фильма еще индивидуальную психологию А. Адлера и аналитическую психологию К. Г. Юнга.

Каждый из братьев символизирует одно из этих трех начал и пытается через развитие этого начала реализовать свое назначение. Объектом приложения их вожделений, как это и положено дедушкой Фрейдом является их мать. Но матери удается вовремя довольно удачно оградить себя от агрессии сыновей своим якобы тяжелым состоянием здоровья и ложными припадками с последующей за ними всеобщей любовью и жалостью. Взамен себя матери удается подставить молодую девушку, которая приезжает к ним в семью работать няней детей одного из трех ее сыновей. Таким образом, по замыслу режиссера в отношениях братьев с Анной, так зовут девушку, осуществляется фрейдовский трансфер, или бессознательный перенос ранее пережитых чувств и отношений, проявляемых к матери.

Мужчины, как дети. Каждый из них начинает играть с Анной в свою игру. И она удивительно гармонично и по-женски грациозно во все эти игры включается. Мать со своей стороны также притупляет ее настороженность, приглашая к себе и показывает ей детские вещи всех троих сыновей, как бы подтверждая, что они дети и что все это безобидные игры. И Анна играет, играет наслаждаясь своей игрой и не улавливая той грани, за которой это все игрой быть перестает. Анна доводит отношения с каждым из братьев до пика их вожделения, но на этом каждого из них останавливает, не давая никому из них реализовать свое назначение. Тогда братья берут свое силой. Впрочем, не буду пересказывать фильм, это должно быть сюрпризом.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.