Уорхол, Энди (Andy Warhol)
Энди Уорхола (Andy Warhol) считают земляком и на Украине и в Словакии, несмотря на то, что он американец и по паспорту и по месту рождения. Художник, продюсер, дизайнер, писатель и один из главных идеологов поп-арта родился и вырос в Питсбурге (штат Пенсильвания) в семье иммигрантов-русинов. Русины – народ, проживающий в Карпатских горах преимущественно на территории современных Польши, Словакии и Украины, и который зачастую не идентифицирует себя ни с теми, ни с другими, ни с третьими. Так вот, родители Андрея (да-да, именно, Андрея) иммигрировали в США из Словакии. В 1928 году в их семье родился четвертый ребенок, которому суждено было стать одним из «идолов» контркультуры 60-х годов.
В детстве Андрей, на тот момент уже Эндрю, заболел хореей. Страшная болезнь, которую иногда еще называют «пляской святого Витта», надолго приковала мальчика к постели. В период болезни одним из развлечений Уорхола стало рисование и составление коллажей из газетных вырезок. Именно в это время у него начал формироваться самобытный художественный вкус.
Далее история юноши по имени Эндрю Уорхола напоминает американское кино. Он заканчивает Технологический институт Карнеги и становится специалистом в области графического дизайна. В 1949 году переезжает в Нью-Йорк, где сокращает свою фамилию до Уорхол. В 1950 году он проводит успешную рекламу обувной фирмы «И. Миллер», после чего его приглашают в «RCA Records» для разработки дизайна обложек пластинок. Так Уорхол попадает в мир музыки. Область применения для его талантов в послевоенном «большом муравейнике» оказалась весьма обширной.
В начале 60-х Энди Уорхол становится одним из самых экстравагантных и, в то же время, оплачиваемых дизайнеров Нью-Йорка. Его гонорары растут, «как на дрожжах». Безусловно, подход Уорхола к искусству был новаторским, революционным. Безудержная фантазия толкала художника на самые смелые эксперименты, однако представители «старой школы» были, мягко говоря, в шоке от его творчества, которое постоянно подвергали критике.
Нью-Йорк 50-60-х оказался в центре культурной революции, когда старое искусство многим представлялось мертвым, а новое еще только появлялось на свет. Америка в эти годы затаилась в ожидании больших культурных перемен.
Все это послужило поводом к приходу битников и эры рок-н-ролла, и как нельзя лучше способствовало возникновению интереса к творчеству различного рода фриков от искусства, к которым безусловно можно отнести и самого Уорхола. Не в том, конечно, смысле, что творения фриков представляют собой уродство, а в том значении, которым наделяется этот термин в приложении к искусству, то есть, характеризующем яркое, необычное, экстравагантное, эпатажное творчество, сопровождаемое отказом от культурных и социальных стереотипов.
В 1962 году Энди Уорхол открывает на Манхэттене собственную арт-студию «Фабрика», где совершает очередную удивительную и шокирующую вещь – ставит искусство на конвейер. «Фабрика» представляла собой организованное производство с планом и наемными рабочими, выпускающее до 80 печатных произведений в день. Эксперименты в арт-студии Уорхола послужили возникновению термина «бизнес-арт» и соответствующего ему направления в искусстве.
В рамках этого проекта Уорхол реализовал идеи трафаретной печати. Метод воспроизведения изображений, также известный как шелкография, состоял в том, что фотография, увеличенная при помощи проектора переносилась на холст, бумагу или другой материал, и затем, изображение доводилось до конечного вида вручную.
Фабрика привлекла множество людей известных, влиятельных и небедных, желавших запечатлеть себя во всей красе современного искусства. Это принесло немалую прибыль автору. Печатая портреты, Уорхол делал определенную коррекцию изображения: убирал лишнее, выделял глаза, удалял морщины. Для рекламной компании, направленной на привлечение богатых клиентов, был придуман специальный слоган: «лучшее лицо от Уорхола». Одной из особенностей фирменного стиля Уорхола была техника повторения одного и того же изображения в разной цветовой гамме.
Новый подход к искусству, а также шумные вечеринки в компании самых ярких представителей нью-йоркской богемы послужили тому, что имя Уорхола надолго перекочевало в светские хроники.
Революционный дух 60-х крайне бурно восставал против сложившихся в Америке за последние десятилетия традиций общества потребления, и здесь творения Уорхола пришлись как нельзя кстати. Уорхоловские Мерлин Монро и Элизабет Тейлор, Кока-Кола и рисово-томатный суп «Кэмпбелл», упаковочная тара кетчупа «Хайнц» и стирального порошка «Brillo» – все это весьма иронично показывало буржуазные устои современного общества.
В 1965 году Уорхол становится менеджером рок-группы Velvet Underground. Он же вводит в коллектив в качестве вокалистки свою подругу Нико (Nico). Обложку дебютного альбома Velvet Underground со знаменитым бананом создал также Энди Уорхол.
В 1968 году на знаменитого дизайнера было совершено покушение. Он перенес клиническую смерть, выжил и продолжил экспериментировать с различными формами искусства, однако «эра Фабрики 60-х» на этом закончилась.
70-е годы, в сравнении с 60-ми, прошли для Уорхола более, чем тихо. В это время он создал целый ряд портретов известных личностей, повысив тем самым еще больше свою репутацию и обретя новых покровителей. В 1979 году он становится одним из основателей Нью-Йоркской Академии художеств (New York Academy of Art).
В феврале 1987 года Энди Уорхол попал в одну из больниц Нью-Йорка, где ему сделали несложную операцию по удалению желчного пузыря. Во время постоперационного сна у художника остановилось сердце.
Удивительно, но на мировых аукционах цены на работы Энди Уорхола по сей день существенно превышают цены на классику. Гламур, одним из идеологов которого стал знаменитый дизайнер, по-прежнему пользуется огромным спросом. История сыграла с Уорхолом и прочими представителями поп-арта довольно злую шутку, переведя их революционные идеи на обывательский уровень.
- 1 из 2
- ››
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь