Алматинский «Вишневый сад»

Вишневый садВ эти выходные дни МХТ им. Чехова принимал на своей сцене артистов алматинского Государственного академического русского театра драмы им. Лермонтова. Они представили несколько постановок, на одной из которых побывали корреспонденты Культурного обозревателя. 

Мастера театра драмы явили незамутненный взгляд на бессмертную классику, продемонстрировав постановку, максимально близкую к тексту. Истертые клише были отвергнуты безжалостно.

За годы советской власти необходимость трактовать сюжет в классовом смысле, а также прочие политцензурные обязательства вошли в привычку. К сожалению, многие режиссеры до сих пор не могут избавиться от этой традиции, холят, лелеют ее, прививают новому поколению. Дислоцирующийся в Казахстане русский театр сумел отойти от этого правила. Актеры перенесли на сцену чеховские пьесы так, как это делали во времена первой волны эмиграции, и раньше: в ту благословенную пору, которую сейчас именуют емким словом «добезцаря». Спектакль отыграли без оглядки на методички, учебники и мнения «авторитетов» из театральной «мафии». Никто не прислушивался: «что скажут». У алматинцев получился чистый, беспримесный театр, вне политеса. «Искусство ради литературы».

Наверное, у каждого театра «Вишневый сад» свой, также, как у каждого актера и зрителя. За зыбкой гранью реальности, созданной демиургом-режиссером в сотворчестве с автором пьесы и артистами, нам видятся судьбы, укрытые сенью вечного Вишневого сада. В воле актеров сделать так, чтобы персонаж, вверенный им, открылся зрителю для СОчувствия и СОучастия его жизненной истории. И алматинский театр здесь также отличился. В первый раз в жизни образ Лопахина, воплощенный Виталием Багрянцевым, открылся нам в ином свете, отличном от школьного и университетского курса. Этот персонаж вдруг стал многомерен и в конечном итоге понятен. Вдруг проясняется внутренняя драма Раневской (Наталья Долматова), личная трагедия Вари (Анастасия Темкина), Пети Трофимова (Антон Митнев), а также Шарлотты Ивановны (Татьяна Банченко) и Дуняши (Анна Фоминых). Необыкновенно трогательным предстает забытый Фирс в проникновенном исполнении заслуженного артиста Владимира Толоконникова. С раскрытием характеров этих персонажей зрителю приходит совсем другое понимание и измерение спектакля – это уже не просто постановочная пьеса, это история, близкая к реальности, подсмотренная по ту сторону сцены.

Особенно ярко и понятно прорисован образ Яши (Илья Шилкин). Почему мы акцентируем внимание на этом персонаже? Потому что, как это не прискорбно сознавать, цинизм, воплощенный в этом перспективном современном молодом человеке, является узнаваемой чертой общества нашего века. Именно эта узнаваемость позволяет нам вспомнить об актуальности великих классических произведений, существующих вне временного пласта.

Ксюша Флегонтова-Семенченко и Владимир Калашников

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.