Александр Тихомиров. Живопись. Графика

Александр Тихомиров

Когда мне предложили посетить выставку «Александр Тихомиров. Живопись. Графика» в Русском музее, посвященную 95-летию со дня рождения художника, я поначалу отнеслась к этому с некоторой долей скептицизма. «Очередной советский художник», – подумалось мне. Известный автор ленинианы и самого большого в мире портрета Ленина (42x22 м), за который он был награжден золотой медалью на Первой Всесоюзной выставке лучших образцов наглядной агитации в 1975 году…

Но чудесная погода, намечавшаяся прогулка по ожившему весной Петербургу в Мраморный Дворец Русского музея заставили меня выбраться из дома, чтобы сходить на выставку художника с благозвучной русской фамилией Тихомиров. Пробежав по Марсову полю, пройдя памятник Александру III, важно восседающему на лошади с обрубленным хвостом, и поприветствовав хмурых гардеробщиц, я поднялась на второй этаж Мраморного дворца. То, что я увидела – заставило меня прозреть. Этот человек не мог быть советским художником! Мотивы Феллини, Бергмана, Антониони, библейские сцены и герои Шекспира – все это сливается в калейдоскоп ярких творческих образов. Библейские персонажи, узники и отверженные, преследуемые толпой, странники – те, кто так или иначе противопоставлял себя массе в силу стремления к Иному…

Работы Александра Тихомирова поразили меня своим глубоким философским подтекстом, символизмом образов, мощной энергией. В них оказались творчески переплетены уроки старых мастеров, художников эпохи модерна, экспрессионистов, Павла Филонова. По словам биографа художника, искусствоведа Екатерины Гоголевой, «Тихомиров относился к официальным заказам с известной долей иронии, но выполнял их с присущими ему добросовестностью и профессионализмом. Эти заказы позволяли ему быть финансово независимым, что означало для художника – заниматься настоящим творчеством».

«На картинах, посвященных театру и цирку, – рассказала Екатерина Гоголева, – мы видим актеров, шутов, музыкантов, отдыхающих после спектакля. Это те драгоценные минуты, когда они становятся собой. Их многочисленные маски спадают одна за другой, и персонажи обращаются к своему истинному „я“. Александра Дмитриевича очень интересовал внутренний мир, духовность, психология человека. Стремясь выразить психологическое состояние своих героев, передать на фоне внешней праздничности их мучительные душевные поиски, он прибегает к таким приемам, как акцент на пластике рук, изображение персонажей в причудливых позах, погруженными в сон или забытье».

Его искусство соединяет в себе не только опыт французской живописи импрессионизма и постимпрессионизма но и традиции русской лоскутной мозаики и иконописи. Прекрасно знавший не только историю живописи, но и кинематограф (жена Александра Тихомирова работала в Кинофотоинституте, поэтому у него была редкая возможность увидеть фильмы, недоступные широкой аудитории), театр и классическую музыку, он вдохновлялся ими, создавая новые и новые образы для своих работ.

«Тихомиров сам, подобно шуту в трагедии, будоражащему спящую совесть, провоцирует, интригует, намеренно сталкивает, перемешивает в поле одной картины элементы карнавальной и христианской символики, превращая изображение в своего рода ребус и одновременно увлекая зрителя прихотливой игрой в ассоциации», – говорит искусствовед Екатерина Алленова. «Однажды уже изгнанный за инакомыслие в 1944 году, он предпочел не вмешиваться в художественные баталии «времени перемен», – рассказывает Екатерина Гоголева. Официальная работа давала Александру Дмитриевичу финансовую свободу, что была так нужна ему для творчества и воплощения собственных замыслов. Мало кто знал, что в остальное время он создавал картины на темы сказочного Востока, театра и цирка».

Неудивительно, что основные работы, выражающие истинное «я» художника, становятся известны лишь теперь. О том чтобы сделать персональную выставку и речи не могло быть в советское время. Да он и не стремился к этому и всю жизнь писал в стол, без надежды на встречу с широкой публикой. Творческий путь художника Александра Тихомирова позволяет распознать в нем символиста, трагически разминувшегося со своим временем.

Александр Тихомиров - Адам. Изгнание из рая. 1978.  Александр Тихомиров - Изгнанник. 1980 г. Александр Тихомиров - Клоун с шарами. 1985 г. Александр Тихомиров - Театральная сцена. 1988 г. Александр Тихомиров - Цирк. 1983 г. Александр Тихомиров - Трагический клоун. 1960 г.

Елена Полетаева

Комментарии

Аватар пользователя alisa
Да, неожиданно интересный художник. Надо взять на заметку.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.