«Курёхин и Айги» в Большом зале Консерватории

Вечер памяти Сергея КурёхинаВ Большом зале Консерватории им. П. И. Чайковского состоялся вечер памяти музыканта-авангардиста, композитора, импровизатора Сергея Курёхина. Именно в этот день 9 июля 19 лет назад Сергей Курёхин навсегда покинул этот мир.

Как композитор, Курёхин оставил богатое творческое наследие. Но далеко не все его произведения были нотирован. Значительная часть его музыки была сохранена лишь в аудио- и видео-формате. К тому же, как человек творческий, он постоянно делал записи на клочках и обрывках бумаги. Что, конечно, еще больше усложнило задачу расшифровки его произведений. Но Алексей Айги прекрасно с этим справился, и это позволило пришедшим в этот вечер слушателям погрузиться в творческий мир великого мастера.

Интересно, при жизни Курёхина Айги никогда с ним не сотрудничал. Его Ансамбль 4’33 (что напрямую отсылает к творчеству Джона Кейджа), созданный в 1994 году, специализируется на музыке второй половины ХХ века, и главным образом, на произведениях минималистов: Джона Кейджа, Терри Райли, Стива Райха и других авторов.

Сам Алексей Айги принял участие в концерте не только как дирижер, но и как композитор. В первом отделении прозвучали его собственные произведения в исполнении оркестра Ad Libitum и Ансамбля 4’33, сопровождаемые визуальными эффектами. Как известно, музыка Алексея Айги – это, прежде всего, саундтреки к кинофильмам. Действительно, то, что звучало в этот вечер со сцены, вполне подошло бы к незамысловатому сериалу, и без визуальных эффектов могло быть воспринято довольно уныло. Ситуацию спасало лишь неожиданное соло на скрипке (что ни говори, а скрипач он виртуозный). В продолжение целых 40 минут приходилось справляться с необъяснимой экзистенциальной тоской и ждать «светлого будущего» – то есть второго отделения, когда, наконец, будут исполнены произведения Сергея Курёхина.

Во втором отделении слушателей ожидала главная часть концерта. К Ad Libitum и Ансамблю 4’33 присоединилась легендарная группа «Поп-механика» и культовые фигуры отечественного авангарда: Сергей Летов (саксофон), Алексей Круглов (саксофон), Владимир Волков (контрабас) и Вячеслав Гайворонский (труба). Основой программы стала музыка Сергея Курехина, известная, прежде всего, по кинофильмам: «Господин оформитель», «Замок» и, конечно же, «Два капитана II». А ближе к завершению прозвучала полюбившаяся поклонникам композитора «Донна Анна» из «Воробьиной оратории» в блестящем исполнении Екатерины Кичигиной (сопрано). Многие прозвучавшие произведения получили неожиданную интерпретацию, что, конечно, их совсем не испортило, а наоборот, позволило услышать по-новому.

Все это сопровождалось проекциями визуальных психоделических образов, транслировавшихся прямо на органные трубы и фрагментами оригинальных видеозаписей, где Сергей Курёхин дирижирует, погрузившись в какой-то невероятный творческий транс. Интересно, что погода тоже решила поддержать этот феерический перформанс, и прямо во время антракта грянула гроза – совсем как 19 лет назад, в день смерти композитора. А после концерта слушатели уходили завороженные, прикоснувшись к богатому творческому наследию великого мастера, которое благодаря огромной работе Алексея Айги получило «второе дыхание».

Елена Полетаева

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.