Медресе Шер-Дор

Шер-Дор. СамаркандСреди городов мира Самарканд – один из древнейших. Его история насчитывает более 2500 лет. Город был современником Александра Македонского, Арабского халифата, Чингиз-хана. Его не смогли погубить ни многочисленные разрушения, ни пожарища. Город вновь возрождался, рос и становился столицей крупных среднеазиатских государств. Неудивительно, что в Самарканде сохранилось до наших дней достаточно много памятников архитектуры, имеющих отношение к разным эпохам. Например, такие, как мавзолей Биби-Ханым, обсерватория Улугбека, древнее городище Афрасиаб и др. Среди них медресе Шер-Дор занимает особое место.

Первым построили Шер-Дор. Его название можно перевести как «со львами», «обитель львов», «львиное медресе». Работы начались в 1619 г. и продолжались 17 лет, завершившись в 1636 г. Автор проекта был зодчий-бухарец Абдул Джаббар. Здание возвели на месте ханаки – обители дервишей-суфиев, появившейся еще при Улугбеке и успевшей превратиться в руины.

Монументальность, изящный рисунок мозаики, гармония больших и малых форм, четкость симметрии – все это ставит Шep-Дор в один ряд с величайшими архитектурными памятниками города. По легкости, красоте изразцовой отделки медресе не имеет себе равных в Самарканде. Высота его минаретов достигает почти 40 м, купол поднимается на 28 м.

Во времена строительства медресе уже начиналась эпоха упадка Самарканда, но изучение Шер-Дора позволяет говорить о высоком уровне мастерства строителей и художников. Здание поставлено на одной оси с медресе Улугбека. По углам главного фасада расположены минареты. На каждой из сторон портальной арки изображено мозаичное изображение солнца с человеческим лицом и льва, догоняющего лань. Именно в честь этой картинки здание и получило свое название. В отделке господствует резная изразцовая мозаика. На портале изображены символы власти в Самарканде — барсы с солнцем на спине.

Внутреннее убранство медресе традиционно для культовых сооружений Средней Азии и Ирана. Теневые лоджии, ковровая мозаика. Предпочтение отдано синему цвету. Особый интерес представляет тимпан над большой портальной аркой – тигроподобный лев золотисто-охристого цвета устремляется за белой ланью. В форме белого диска с раскосыми миндалевидными глазами изображено солнце. Лик его окаймлен золотистым сиянием. Вся эта композиция представлена на синем фоне со спиралеобразными побегами бирюзовых и золотистых тонов и с разбросанными по полю белыми цветами. Изображения людей и животных характерны для персидской культуры, которая на тот момент была господствующей в государствах Средней Азии.

Некоторые исследователи обнаруживают сходство мотивов росписи с древними зороастрийскими канонами. Например, это объясняет появление свастики в орнаменте; кроме того, по одной из гипотез, тигро-львы на орнаменте – это аллегорическое изображение душ, выходящих из тела после смерти, как в авестийских религиозных гимнах. А преследование лани хищником — аналогичная аллегория неизбежной смерти.

Майоликовые изразцы до сих пор сохраняют качество глазури и цвет. На стенах медресе Шер-Дор всюду запечатлены цитаты из Корана. Однако и тут правитель Самарканда не преминул прославить себя. Среди священных текстов начертано хвалебное посвящение в его честь, причем не на арабском, языке мудрецов, а на фарси, на котором говорили подданные. Оно гласит: «Военачальник, полководец, справедливый Ялангтуш! Если прилетела стрела, восхваляющая его совершенство, – это изящный язык, полный жемчуга. Годами не достигнет высокой вершины его портала мощью и усердием искусных крыльев орел ума. Веками не дойдет верха запретных его минаретов искусный акробат мысли по канату фантазии. Когда архитектор точной правильности воздвиг изгиб арки портала, небеса, приняв ее за новую луну, прикусили палец от удивления. Так как Ялангтуш-Бахадур был основателем ее, то получается счисление года его постройки Ялангтуш-Бахадур». Есть и более скромная надпись белыми буквами на черном фоне: «Абдул Джаббар, зодчий, трудом и фантазией которого воплощены в камне и цвете замыслы Ялангтуша». Ворота украшает надпись, сделанная на арабском языке куфическим шрифтом: «Аллах всемогущ!».

Вторым по воле Ялангтуша было построено медресе Тилля Кори (1646— 1660 гг.), или Усыпанное золотом. Оно замыкает площадь Регистан с северной стороны. Строительство Тилля Кори началось спустя десять лет после Шер-Дор, но Ялангтуш скончался, не увидев его завершения.

Этот памятник входит в уникальный ансамбль площади Регистан. В XIV—XVII вв. Регистан являлся как торговым и ремесленным, так и культурным центром города. Именно здесь в 1417-1420 гг. Улугбек возвел свое медресе, где сам преподавал астрономию. Спустя два столетия, уже после распада государства Тимуридов и переноса столицы в Бухару, самаркандский эмир Бахадур Ялангтуш решил поставить еще два медресе на площади Регистан. Как свидетельствуют хронисты, после удачных набегов на Восточную Персию и Северный Афганистан, Ялангтуш-Бахадур «стал помышлять о спасении своей души, окружил себя людьми благочестивыми и шейхами». По рекомендации духовенства он и воздвиг несколько красивых зданий, в том числе и эти два медресе.

Шер-Дор внешне очень напоминает первое здание ансамбля – медресе Улугбека. Сооружение почти зеркально (стиль кош) копировало фасад старого здания, расположенного напротив. Однако пропорции его были нарочито огрублены и приземлены. Это отвечало новому вкусу современников. «Ялангтуш соорудил такую мадрасу, что земля доведена им до зенита неба — это знамя их взаимного украшения» – так по повелению заказчика было начертано арабской вязью на портале.

Судьба Шер-Дор оказалась плачевной. Причина в нарушении пропорций, сделанном по требованию эмира. Непомерно большие размеры купола привели к тому, что уже через несколько десятков лет здание стало обваливаться. Время от времени его реставрировали и обновляли, однако по мере упадка Самарканда это происходило все реже. К концу XIX в. медресе стояло почти заброшенным, а в 20-х гг. XX в. в нем обитали бродячие собаки. Но в конце 40-х – начале 50-х гг. началась реставрация этого любопытного памятника реставраторами. Были укреплены стены и купол, приведены в порядок мозаики, причем изразцы для них изготовлялись по древним технологиям. Особое внимание уделили мозаикам главного портала. Рисунок почти полностью стерся, а снизу уже невозможно было различить ни львов, ни ланей, ни солнца.

Реставраторы спасли мозаики от дальнейшего разрушения. Целый год велись исследовательские работы на строительных лесах, в архивах и за чертежной доской.
Собирались отдельные фрагменты на площади около 100 кв. м. Наконец, осенью 1962 г. реставрацию закончили. Медресе предстало в прежнем великолепии своей многоцветной майолики. «Львы вновь преследуют быстроногих ланей, а лик солнца скривил губы в улыбке...» — писали по этому поводу самаркандские газеты.

Великолепный самаркандский ансамбль трех медресе, главное из которых Шер-Дор, является уникальным примером искусства градостроительства. Он представляет собой один из немногочисденных сохранившихся до наших дней образцов архитектурного оформления главной площади средневекового персидского города.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.