“Шальные годы” Монпарнаса. Живопись и графика Жюля Паскина и Леонара Фужиты

''Шальные годы'' МонпарнасаВ Музее изобразительных искусств имени Пушкина с 29 сентября по 29 ноября проходит выставка «“Шальные годы” Монпарнаса». Художники Монпарнаса – тема бесконечная, готовая, кажется, вместить в себя невообразимое число французских имен. Но на этот раз организаторы решили представить Монпарнас мастерами не-французского происхождения. Леонар Фужита и Жюль Паскин. Япония, Болгария: едва ли можно отыскать страны, столь непохожие друг на друга. Тем не менее, художников объединила страстная любовь к Парижу и его богемной атмосфере начала XX века.

Так, грезивший Парижем, молодой японский художник Леонар Фужита, уехав в 1913 году из Японии, и проплыв сорок дней на корабле, попал, наконец, в страну своих грёз. Такая любовь объясняется неслучайно: обучавший его мастер долгое время жил во Франции и смог привить своему ученику любовь к европейской живописи. Во Франции молодой художник (которого здесь стали называть Леонаром, ведь его имя Цугухар было трудно произносимо) познакомился с видными представителями парижской школы. Японский живописец с нелепой челкой и несуразных круглых очках быстро вписался в космополитичную среду Парижа. Гармонично объединив японскую культуру с лучшими европейскими традициями и рисуя изящных женщин в своеобразной манере, он постепенно достиг успеха в творческой среде Монпарнаса.

Жюль Паскин (Юлиус Мордехай Пинкас) родился в Болгарии в семье влиятельного торговца зерном. Интересно, что его интерес к искусству проснулся благодаря хозяйке одного из публичных домов в Бухаресте. Именно она рассказывала ему о французских художниках: Эдгаре Дега, Анри де Тулуз-Лотреке. В шестнадцать лет он решает покинуть отчий дом, чтобы обучаться искусству. Вначале он изучает живопись в Вене, в Мюнхене и в Берлине, а в 1905 году приезжает в Париж, где он был тепло принят завсегдатаями кафе «Дом» и художниками. Среди друзей Паскин получает шутливое прозвище «Князь Монпарнаса». Работает в студии на Монпарнасе, затем на Монмартре. Постепенно у него появляется собственный выразительный стиль. Он много пишет на мифологические темы и библейские сюжеты, работает в жанре ню. Наибольшую известность ему принесла живопись в так называемой «перламутровой манере», благодаря которой он добивается прозрачного эффекта, сходного с акварельными красками.

Произведения двух живописцев были объединены и в рамках выставки «Шальные годы Монпарнаса» неслучайно. Нетрудно заметить, что в их судьбах есть немало общего: оба они уехали в Париж в поисках вдохновения, оба любили путешествовать в экзотические страны, оба не отличались постоянством в личной жизни. А искусствоведы отмечают также большое сходство в жанровых предпочтениях этих двух художников.

В экспозиции, значительную помощь которой оказал парижский коллекционер Бенуа Сапиро, находятся произведения из крупных музеев Франции и Бельгии, а также из частных собраний Швейцарии и России. Залы, отведенные для выставки, расположены по кругу так, что посетители могут начать осмотр с любой из сторон, увидев в одной части работы Л. Фужиты, а в другой – Ж. Паскина. А центральный зал стал своего рода связующим звеном всей экспозиции. В нем представлены работы на Парижскую тему Татьяны Мавриной выдающейся советской художницы, для которой опыт французских художников послужил основой для собственных экспериментов.

Выставка будет открыта до 29 ноября. А 10 ноября искусствовед и научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексей Петухов, который принимал непосредственное участие в организации выставки, прочитает лекцию «Жюль Паскин. Вечный скиталец» в рамках образовательной программы «Шальные годы Монпарнаса».

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.