Рада & Терновник: мы играем нечеловеческую музыку

Рада. Фото © Александра КампинскиКогда слушаешь музыку группы Рада & Терновник, не могут не возникать вопросы. Интересно разгадать семантическую подоплеку образов ее песен и приглядеться поближе к «танцующей саламандре». В этом интервью Рада рассказала о том, что в обозримом будущем собирается пробудить в своих слушателях, и на какие творческие эксперименты она согласна, чтобы приоткрыть глубины души и пра-памяти. Кроме того, мы узнали, какие книги Рада считает обязательными к прочтению, где можно найти прозаические произведения ее авторства, и собирается ли группа Рада & Терновник удалять свои песни из свободного доступа в интернете.

Корреспондент «Культурного Обозревателя»: Мы ознакомились с афишей ближайших концертов группы Рада & Терновник. Интересен охват и разнообразие вашей деятельности – у вас есть как акустические и рок-программы, так и концерты-путешествия, выступления на фестивалях, среди которых мы нашли даже фестиваль документальных фильмов. Помимо того, вашу группу приглашают за рубеж. А как вы относитесь к выступлениям в российской «глубинке»? Что вы думаете о том, чтобы давать концерты в Сибири и на Дальнем Востоке? Многие российские фолк- и рок-группы «брезгуют» посещением удаленных от столицы городов, оставляя многих своих поклонников в состоянии культурного голода. Какова ваша позиция на этот счет?

Рада: Мы объездили всю Россию – от Краснодара и Ростова-на-Дону до Иркутска и Байкала. Концерт на Дальнем Востоке моя давняя мечта, но пока что не получается организовать. Я уверена, что вы неправильно видите ситуацию. Абсолютное большинство музыкантов с удовольствием ездит в гастрольные туры. Причина того, что хорошие музыканты не доезжают до российской глубинки кроется не в музыкантах, а в банальной экономике. Посчитайте стоимость перелета Москва-Владивосток-Москва на пятерых музыкантов нашей группы, и сразу станет понятно, почему вопрос о нашем выступлении на Дальнем Востоке пока не решен.

К.: Расскажите о ваших ближайших выступлениях. Ждет ли слушателей что-нибудь новое и увлекательное?

Р.: Сейчас мы работаем над неожиданным проектом, совмещающим концерт с танцем и магическим театром. Первое такое представление состоится уже совсем скоро – 12 декабря, в московском Культурном Центре ДОМ. Нашим проводником в концерте-путешествии станет книга психолога юнгианской школы Клариссы Пинколы Эстес «Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях». Наша цель – пробуждение пра-памяти, Родовой памяти, пробуждение Дикой Женщины. Наши помощники – Габриэль – мастер билотерапии, работающий с плоскими колоколами (билами), Кристабель Отэм – танцовщица, Лаборатория невербального действа «Сомнамбула», Ульяна Шулепина – поющая песни на неизвестных языках, и парфюмер Анна Герасимова с ее коллекцией натуральных духов, настраивающих на определенное внутреннее состояние. Прозвучат сказки, песни, импровизации, зрители увидят специальные перфомансы, подготовленные для этого концерта.

Я думаю, что это будет первое выступление, за которым последуют и другие концерты-путешествия, посвященные пробуждению WILD WOMAN. Но эти концерты не будут одинаковыми, каждый такой концерт будет уникален и неповторим.

Девятого января в клубе БОРОДАЧ мы сыграем с нео-фолк группой из Молдавии «Чертов Рай» нашу акустическую программу, а 30 января в клубе CHINA-TOWN-CAFE будем праздновать Восточный Новый Год, опять же, подготовив необычные музыкальные сюрпризы для наших слушателей.

К.: Группа Рада & Терновник очень любит экспериментировать. Какой из ваших творческих проектов с другими музыкантами был вам наиболее интересен?

Р.: Так не бывает! Самое интересное то, что ты сейчас придумал, задумал и еще не воплотил. Все наши переплетения с чужой силой и мыслью были прекрасны по-своему. Саксофонист Сергей Летов, Сергей Старостин, алтайский кайчи Ногон Шумаров – это иная кровь и иные энергии. Это не просто творческие проекты – это обмен кровью.

К.: Не так давно я наткнулась на интервью с лидером группы АукцЫон Леонидом Федоровым, где он утверждает, что современная музыка слишком перегружена рефлексией. Как вы думаете, насколько справедливо это утверждение?

Р.: Это личное мнение Леонида Федорова. Я не рефлексирую.

К.: Можете ли вы сформулировать, для кого предназначена ваша музыка?

Р.: Для тех, кто способен ее вынести, не сойдя с ума. Мы играем нечеловеческую музыку. Мы погружаем человека в транс. Те, кто не боится оказаться в полностью измененном сознании, не принимая при этом никаких препаратов, понимают нашу музыку и мы играем для них. Трусишки уходят из зала.

К.: Можно сказать, что мы живем в стране морально узаконенного музыкального пиратства. Как вы относитесь к тому, что скачивание музыки давно стало привычным делом, за которое, в общем-то, никому и не стыдно? Даже если ты скачиваешь песни любимой группы, хотя мог бы поддержать ее рублем. Например, ваша музыка находится в свободном доступе в соцсетях. Собираетесь ли вы изъять ее оттуда, ведь сейчас появилась такая возможность?

Р.: Нет. Кроме денег существует еще масса способов обмена энергией. Музыка – это энергия. Pay what you want.

К.: Известно, что стихи вашего авторства включены в сборник «Поэты русского рока». Скажите, а есть ли у вас опыт написания прозаических произведений?

Р.: Да, я написала несколько сказок, они были опубликованы в Сирии. На русском языке их можно прочитать на нашем сайте. Про саламандру, дриаду, повелителя пауков и прочих моих друзей.

К.: Какие книги оказали на вас наибольшее воздействие и почему?

Р.: На меня книги не оказывали и не оказывают влияния. Я читаю истории, которые мне рассказывают, как визионер – я смотрю в голове кино. Мне нравится Мураками – «Страна Чудес без тормозов и Конец Света», Мариам Петросян «Дом в котором...» (книга, обязательная к прочтению) и все, что написала Туве Янсон.

К.: Существуют ли музыкальные произведения, которые оказали влияние на вас и ваше творчество. Какую музыку вы слушаете в последнее время?

Р.: Свою, разумеется. Я не понимаю, что такое музыка, которая оказала влияние на мое творчество. Я пою свои песни и рассказываю о том, что я вижу и слышу. Мне неинтересно делать «как у ...(поставьте сюда свою любимую группу)». В этом нет ни малейшего смысла. Я слушаю музыку и тут же забываю название и автора, мне неинтересно. Я не собираюсь писать рецензии на эти альбомы, а если в этой музыке было что-то стоящее – я это уже услышала. Как звали тех ребят, которые это стоящее придумали – какая разница? Я пишу музыку, а не о музыке.

К.: Могли бы вы для наилучшего знакомства с вашим творчеством составить небольшой плей-лист ваших музыкальных произведений, «обязательных» для прослушивания?

Р.: Обязательно придти на концерт. Мы отчетливо «живая» группа. Наши самые лучшие альбомы все равно уступают концертам. На концерте идет мощный поток энергии, идет реальная и жесткая работа с местом и временем.

Если нет такой возможности, найдите ее! Пока будете ехать автостопом на наш концерт, можете послушать альбом УКОК 2013 года, который мы записали совместно с алтайским кайчи Ногоном Шумаровым. Заодно, можно послушать акустически нео-классическую «Саламандру» и дарк-фолковую «Книгу о жестокости женщин».

К.: Рада, мы благодарим вас за то, что вы нашли время ответить на наши вопросы, и желаем успешного воплощения всех творческих проектов! 

Интервью провела Ксюша Флегонтова-Семенченко

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.