Путевые заметки. Йошкар-Ола или Ленькина сказка

В Ленькиных фантазиях были необыкновенные края: сказочный Стокгольм, нарядная Фландрия, немецкие средневековые замки, каналы Голландии, Санкт-Петербург и, конечно же, «далекий огромный город, лучше которого и нет на свете» – Москва. Когда Ленька вырос, он смог побывать во всех краях, о которых мечтал, но реальность не затмила фантазию. Ленька получил власть, а с ней и много возможностей, а, как известно, когда человек имеет много возможностей, то хочется ему воплотить все свои детские мечтания. И Ленька решил построить свой город мечты.

«Полнейшая эклектика» первое, что приходит на ум, когда видишь отстраивающуюся Йошкар-Олу. Обычно этот эпитет имеет негативный окрас, но не в этом случае. Здесь маленькие копии средневековой московской архитектуры мирно сочетаются с элементами архитектуры Питера, которые (о кошмар искусствоведа!) стоят на фоне европейских домиков эпохи Возрождение. Здесь есть и своя игрушечная Голландия. Малюсенькие башенки, которые должны бы отсылать к замковым башням больше напоминают минареты. Здесь есть замок, но замок это кукольный, сказочный, являющийся слепком лишь с детской фантазии, и в нем действительно располагается кукольный театр. А рядом с ним другое фантазийное здание совершенно непонятного функционала, навевающее воспоминания о романской архитектуре. Каждые три часа здесь, на одном из балкончиков, проходит кукольное шествие Христа с апостолами. Безумно наивное зрелище. «Наивное» это ключевое слово. Наивные провинциальные туристы, не знающие, на что смотреть, а оттого фотографирующиеся с каждым нелепым памятником (например, Лоренцо ди Пьеро де Медичи, почему? когда он успел побывать здесь, или паре принца и принцессы Монако).

Всю серьезность надо оставить за порогом этого удивительного царства эклектики, архитектор не имел целью делать достоверные слепки существующих памятников архитектуры, это все фантазии, воссозданные по грезам и воспоминаниям. Все постройки смотрятся единым ансамблем, даже Спасская башня, средневековый замок и фламандская набережная. Во-первых, здесь есть единство цвета (красный основной, белый декоративный и зеленый). Во-вторых, здесь есть единство материала (кирпич и мрамор). В-третьих, это постоянно повторяющиеся декоративные элементы (тоненькие башенки, не несущие функционального значения, чердаки Карлсона, двускатные зеленые крыши, зубчики, шашечки московского Кремля, стрельчатые и арочные окна). При этом из-за ограды на эту фантазию выглядывает футуристическое здание советского модерна, которое принадлежит театру, и Вознесенский собор – единственные достопримечательности предыдущих архитектурных периодов.

Марийцы как этнос не имели своей развитой архитектуры, их зодчество было бытовым и деревянным. Культовых строений они не возводили, их древняя языческая религия имела центром паломничества священные рощи. Оттого не стоит быть строгими к новому виду столицы и лучше всего приехать сюда насладиться сказкой через пару лет, когда большинство построек будет закончено.

© 2009. Все права на публикуемые материалы принадлежат их авторам и запрещены к перепечатке без их письменного разрешения.